Стоит ли доверять рекламу Мастеру кампаний Яндекс Директ? Или этот инструмент — очередная машина по сжиганию бюджета?

Шалость не удалась: год назад Яндекс пытался автоматизировать процесс создания рекламных объявлений и придумал Мастер кампаний. Рекламодатели все денежки Яндексу не отдали, а контекстологи получили сервис, чтобы поиграться.

Стоит ли доверять рекламу Мастеру кампаний Яндекс Директ? Или этот инструмент — очередная машина по сжиганию бюджета?

Привет, меня зовут Богдан Ефремов. Я руковожу рекламным агентством Efremov Media и веду блог в телеге про маркетинг. Сегодня расскажу, какие выводы мы сделали за год регулярных тестов Мастера кампаний от Яндекса на проектах наших клиентов.

Мастер кампаний — сервис Яндекса, который по идее должен помочь неспециалистам в рекламе быстро запустить рекламную кампанию. Видимо, год назад Яндекс хотел заманить рекламодателей такой автоматизацией процессов, а также привлечь рекламодателей с небольшими бюджетами, мотивируя их простотой и доступностью инструмента.

Если бы сервис выстрелил, то сегодня спецы по работе с контекстной рекламой целыми агентствами меняли бы специализацию. Но он не выстрелил, и мы по-прежнему собираем семантику, оптимизируем кампании, детально анализируем результат и ручками настраиваем рекламу:)

Фантазии об идеальном мире разбиты

Как работает Мастер кампаний: вставляете ссылку на страницу продукта, и машина сама пилит решение: ключи, тексты, картинки. Класс, все работает и приносит заказы.

На деле же оказалось, что:

  1. Если поставить оплату за клики, то этот мастер принесет вагон и тележку кликов — ровно столько, сколько нужно, чтобы списать со счета все деньги. О какой-то релевантности или качестве трафика говорить не приходится.
  2. Если у вас есть аналитика, например, вы знаете, по каким запросам к вам приходят покупатели, то добавить эти запросы будет, конечно можно, но только Мастер кампаний решает, по каким ключам и когда показываться.
  3. Мастер кампаний в бюджетном приоритете. Это значит, что если у вас есть аналогичное объявление в Поиске, то придет Мастер, заберет бабки, поломает то, что работало, и, возможно, даже не даст результата. Проблема еще в том, что если запустить и Мастер, и Поиск, и РСЯ из одного кабинета, то Мастер начнет работать по самым конверсионным таргетингам и семантике. И пофиг, что они принадлежат другим кампаниям. Главное — он получает целевые показатели, увеличивает расход и отнимает трафик у других РК.
  4. Мастер кампаний имеет крайне ограниченный срок жизни. Частая ситуация, когда кампания в первую неделю две реально даёт конверсии, а потом просто умирает.

Чётко проглядывается желание Яндекса провести частичную монополизацию рынка услуг контекстной путём навязывания полностью подконтрольных им, а не рекламодателям, алгоритмов. Но пока не получилось:)

Когда есть деньги, которые надо откачать, Мастер кампаний будет усердно работать — это покажет и статистика. А как недельный бюджет закончится, в игру вернутся «задвинутые» кампании. Такое поведение Мастера приводит к проблемам с обучением новых кампаний, ведь они попросту не могут обучиться, пока он активничает.

С этим можно попробовать кое-что сделать

Недавно функционал Мастера пополнился возможностью добавлять минус-слова. Если добавить в качестве минус-слов поисковые запросы рабочих кампаний, то Мастер перестанет перетягивать трафик. Но этот метод добавит дополнительную работу: придется раз в неделю анализировать отчеты по Поиску, вычислять сработавшие запросы и добавлять их в минус Мастера. Впрочем, лучше так, чем вообще не иметь возможности влиять на алгоритм.

Еще один вариант — запускать Мастер в отдельном кабинете, чтобы он не лез к рабочим кампаниям. Здесь уж смотрите, насколько вам будет удобно скакать между разными кабинетами для одного продукта.

Я уже писал в одной из прошлых статей, что Мастер кампаний сразу вызвал недоверие. Сейчас мои сомнения подтвердились: классические кампании все же более результативны и прогнозируемы на длинной дистанции. Да, в некоторых узких нишах Мастер срабатывает, но чаще он просто ломает то, что было с таким трудом настроено. Этот инструмент может быть и подходит тем, кто только осваивает контекстную рекламу, но я бы посоветовал изучить матчасть, пробовать, ошибаться, а не шуровать сразу на костылях.

Однако у Мастера кампаний таки есть действительно значимые плюсы. Во-первых, он позволяет быстро накопить статистику по целям, что хорошо скажется на ваших стандартных кампаниях. Во-вторых, это действительно даёт некоторым рекламодателям возможность запустить рекламу на ограниченном бюджете. Вопрос лишь в том, что такая история не вечная и вам всё равно придётся делать нормальные кампании, когда вы упрётесь в потолок по лидам и CPL, либо когда Мастер кампаний неожиданно «встанет» и порушит весь план продаж.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм, который давно уже вышел за рамки контекстной рекламы. Обсуждаем маркетинг и его инструменты, вместе с подписчиками разбираемся в насущных вопросах.

Если хотите почитать кейсы нашего агентства по Авито и контекстной рекламе, заглядывайте на efremov-m.ru.

22
13 комментариев

Так а в чем проблема? Он не вместе, а вместо. Для тех кто не может настроить сам тонко и докрутить по статистике до ума обычные кампании. Все на своих местах.

1
Ответить

Проблем никаких нет, я в принципе об этом и пишу, что инструмент может подойти определенному числу рекламодателей на определённом этапе. Сам использую, чтобы быстро набить статистику. Но крайне редко впоследствии на него распределяется сколь либо значимый бюджет

Ответить

Согласен с Богданом и про недолговечность работы МК и про оттягивание трафика на себя. У меня это подтверждалось на порядка 10 проектах. И так же могу подтвердить, что работать с этими кампания и получать не плохие результаты можно.

1
Ответить

Я полностью не согласен. Мастер Кампаний во многих нишах показывает отличный результат, уже открутил более 3 миллионов бюджета на них и он отлично работает, как с оплатой за клики, так и за конверсии. Единственное что, его нужно уметь оптимизировать и он оптимизируется. Можно снижать стоимость конверсии, контролировать трафик, через костыли, но можно. Не знаю на чём основывается ваш опыт, но мастер кампаний это отличный инструмент, как для экспертов, так и для новичков.

Есть цикл жизни, иногда это месяц, а иногда и пол года. В целом, как и в Google, там также отваливались автоматически стратегии.

Ответить

МК даёт результаты с оплатой за клики? Очень жду скрин с подробным описанием проекта. Не в обиду, но вообще не поверю в это, особенно от профиля, который зареган на площадке неделю назад, как раз в пик контентной активности Яндекса на этой площадке.

Особенно учитывая, что я нигде и ни у кого не видел, чтобы МК стабильно и долго у кого-то давал лиды, да ещё и по модели CPC. Да, в краткосроке он может дать результаты, я и не спорю, но строить на нём долгосрочную стратегию - самоубийство. Поэтому призываю читателей не верить в сказки.

Возможно, конечно, у вас что-то и выстрелило, но не нужно частное приобщать к общему. Плюс с бюджетом в 3 млн на МК хороший результат действительно возможен. Я больше скажу, с бюджетом в 3 млн результат можно получить даже при максимально ущербной настройке кампаний, что я регулярно вижу на аудитах. Просто вы за лид заплатите х2 от его реальной стоимости в том же поиске и недополучите объём, а конверсия из такого лида в продажу будет обитать где-то в районе плинтуса.

Аргументы по типу «оптимизируются если знать как оптимизировать» или «через костыли, но можно» уже достаточно красноречиво описывают инструмент.

Про стратегии гугла вообще не принимаю аргумент. Кампании там обучаются быстрее, результат более подконтрольный да и в целом кампании живут в разы дольше. Более того, МК это попытка снять копию с Умных кампаний в Гугле (которые, кстати, тоже работают через костыли, но всяк лучше чем Мк). Вот только Гугл уже давно сделал формат GPM, который даёт отличный результат, в МК от Яндекса всё также обитает на том де уровне.

Если в Августе-Сентябре мы получали с МК приемлимые результаты, то сейчас имеем вроде как рабочие кампании, которые отмирают через неделю. Спасибо, конечно, но я предпочту более стабильные и проверенные альтернативы.

Я кстати несколько месяцев назад уже писал статью про МК. Более того, в ней я скорее хвалил этот формат. Но спустя время я не увидел реальной прогрессии, скорее наоборот. И не только я, почитайте что пишут об этом другие.

Ответить

И опять же. Инструмент я сам частенько использую на начальном этапе, как и писал выше. Вопрос лишь в том, что на «поздней стадии» он отмирает за ненадобностью. Самый настоящий кастыль, как вы писали выше.

Ответить

Есть вариант при котором автоматическая рекламная компания срабатавала лучше настроенной? Насколько я понимаю, алгоритму нужно время и бюджет, чтобы обучиться

Ответить