Анализ рынка как залог успешного бизнеса
Анализ рынка — то, о чём забывают опытные маркетологи, продукт-менеджеры и предприниматели, когда загораются новой идеей или фичей в продукте и то, что или гарантирует успех продукта, или позволит сэкономить время, силы и деньги.
Оглавление:
Ко мне часто приходят предприниматели с вопросами: "С чего начать?" или: "У меня есть продукт, где найти покупателей?" И я всем отвечаю одинаково — давайте начнём с основ, сделаем анализ рынка. Не потому что я ленивый маркетолог, а потому есть сферы бизнеса, которыми изначально которыми не стоит заниматься. т.к. они узкие, с огромным количеством подводных камней и низкорентабельные. Ведь нам же резко не стало скучно и мы думаем, куда бы влезть, чтобы прибавилось проблем?
Для чего нужен анализ рынка:
- проверить ёмкость рынка: есть ли там уже деньги и сколько?
- посмотреть динамику. Думаю, не стоит говорить о том, что выходить на падающий рынок, наверно, не лучшая идея?
- посчитать количество конкурентов: прямых, косвенных и потенциальных.
Давайте рассмотрим каждый случай отдельно.
- Если ёмкость рынка маленькая. Например, 150 тысяч покупателей на всю Россию для продукта массового спроса. То как можно расширить рынок?
- Проанализировать причины падения рынка: это уходят зарубежные компании и место освобождается? или люди потихоньку отказываются от радио в пользу подкастов и подписок на музыкальные сервисы?
- На этапе анализа рынка можно посмотреть по верхам: кто есть, какую долю занимает, есть ли альтернативы.
Где собрать информацию?
- Самый простой способ: набить в поисковой строке объём рынка + сфера + локация + год. Здесь будут и экспертные прогнозы, и исследования, и данные опросов ВЦИОМ, и аналитика Росстата.
- Посмотреть в вордстате количество поисковых запросов: общих, частных — всех.
- Для продуктов массового спроса подойдёт анализ маркетплейсков — сколько продаж у конкурентов, на какие суммы. Для IT-индустрии — анализ сайтов конкурентов или те же маркеты приложений.
- Читать интервью первых лиц или представителей компаний-конкурентов или даже пообщаться с ними лично. Многие идут на контакт. Пообщаться с потенциальными партнёрами (поставщиками и покупателями). Они тоже много знают.
- Через карты или специальные сервисы собрать количество конкурентов, партнёров и покупателей.
- Смотрим на западный рынок. Обычно там все тенденции появляются раньше.
Кейсы.
Первый. Человек наладил выпуск соусов для мяса, рыбы и птицы с короткими сроками годности, т.к. они очень натуральные без. И теперь спрашивает, кому можно продавать?
Проведя несложный анализ рынка, выясняем, что:
- самые популярные соусы — это майонез и кетчуп, с огромной долей продаж в сетях, которым нужны длинные сроки. Даже в магазинах "натуральной" еды — минимальный срок хранения 21 день.
- в местах продаж мяса, птицы, рыбы — тар-тар да кетчунез (белый и красный соус). При этом — традиционной розницы нужны длинные сроки, а фуд-сервису — выгоднее и удобнее готовить самим.
- продажи через страничку в соц. сетях или другие площадки возможны для гурманов (суперострого, супернатурального, с кровью единорогов) , но опять-таки это длинный срок годности: на отправку, на доставку, для многоразового вскрытия. И опять видим, что это относительно небольшой рынок.
На основании этих данных я бы не советовала запускать бизнес человеку в том виде, в котором он запустил. Знаю, что есть предприниматели, которые предпочитают прощупывать ниши с помощью сверхбыстрых запусков в попытке найти то, что выстрелит. В этом подходе важно также быстро избавляться от "мертворожденных" детей, а не вливать в них бюджеты в попытках реанимировать страдальца.
Второй.
Думаем сделать игры в формате приложения для повышения уровня английского языка. Смотрим на рынок:
- Последние несколько лет уверенный рост, с упором на онлайн обучение.
- Прогноз ёмкости рынка EdTech — 474 млрд рублей, обучения иностранных языкам взрослых — 10 млрд.
- С марта использование приложений падает, но продажи онлайн курсов у кого-то не только не падают, но и растут. Интересно, копаем глубже.
- Объёмы продаж курсов растут, потому что помогают провести существенный апгрейт уровня в короткие сроки, а также потому что с рынка уходят зарубежные онлайн школы.
- Использование приложений падает во-первых, потому что интересный функционал — платный, а для осуществления платежа через AppStore или Google Play нужно заморочится с картой иностранного банка и, во-вторых, дальше уровня А2 мало какое приложение может качнутся. Напишите, в комментариях, если знаете такие.
- Есть Рустор, но там от силы 11 приложений.
- Может Россия и не в ТОПе изучающих английский язык, зато русскоговорящие братья белорусы, украинцы и казахи — выше в рейтинге, что одновременно расширяет аудиторию и увеличивает количество конкурентов.
Уже можно подумать хотя бы над созданием MVP.
Вывод.
Даже беглый анализ рынка, если сделать правильные выводы, поможет:
- принять решение: достаточен ли размер рынка, места на нём и уверенной динамики роста, чтобы воплощать мою мечту в жизнь или стоит поискать что-то другое?
- собрать список основных конкурентов для дальнейшего конкурентного анализа.
- собрать инсайты, ограничения и возможности, которые потом можно использовать при: SWOT-анализе продукта, анализе потребителей и каст-деве и построении платформы бренда.
Бывает такое, что идея продукта/услуги есть, а рынка под продукт нет, как и конкурентов. Тогда смотрим на смежные сферы, косвенных конкурентов или переходим к каст-девам и анализируем обратную связь.
Благодарю за внимание.
В следующих постах хочу осветить темы:
- как сделать мощный анализ конкурентов и зачем он нужен?
- как быстро понять, нужен ли ваш продукт людям или нет?