ChatGPT vs Человек: битва за место в интернет-маркетинге. 6 сценариев применения нейронки в работе интернет-маркетолога
Когда в ноябре 2022 года компания OpenAI запустила ChatGPT, показалось, что интернет-маркетинг уже никогда не будет прежним: специалисты замерли в ожидании «восстания машин», а работодатели предвкушали тотальную экономию за тот же результат. С появления ChatGPT в общем доступе прошло 3 месяца и… на рынке контент-маркетинга почти ничего не изменилось!
Мы провели эксперимент и поручили ChatGPT 6 рутинных задач агентства BondSoft, чтобы посмотреть, сможет ли он заменить человека. Подробнее о том, как справился бот, что у него получилось хорошо, а что — не очень, — в нашей статье.
Как работает ChatGPT (вдруг, кто еще не в курсе)
ChatGPT — языковая модель, которая работает в диалоговом режиме. Бот отвечает на вопросы, переводит тексты, пишет код, рисует и умеет много другого. Нейросеть «запоминает» детали разговора, благодаря чему со временем её ответы становятся точнее.
ChatGPT использует обработку естественного языка (NLP) и алгоритмы машинного обучения, чтобы делать ответы человечными. Принцип работы напоминает Т9 в смартфонах, только круче. Когда вы пишите слово на смартфоне, он предлагает следующее на его основе (учитывает то, как часто эти два слова используют вместе). А GPT опирается на контекст: перечитывает весь свой текст целиком, чтобы строить прогноз по каждому следующему слову.
ChatGPT «умнее» предыдущих версий за счёт обучения вместе с человеком. Во время тренировок люди оценивали ответы, а нейросеть старалась получить наивысший балл. Именно за счёт этого «воспитания» ответы ChatGPT кажутся нам настолько «человечными».
Эксперименты
Дисклеймер: Этот эксперимент — не полноценное исследование. Мы хотим ближе познакомиться с нейросетью, узнать, как она может помочь в работе, и поделиться результатами и выводами с вами.
Цели:
- Определить, как нейросеть справляется с задачами сотрудников маркетингового агентства, и способна ли их заменить
- Понять, что у нейросети получается хорошо, а что — не очень
- Узнать, в каких задачах всецело или частично можно положиться на ChatGPT
Задачи для ChatGPT
Поскольку мы хотим проверить, насколько нейросеть профпригодна для работы в агентстве интернет-маркетинга, дадим ей такие тестовые задания:
- Составить продающий текст (на позицию копирайтера)
- Написать сценарий подкаста (на позицию копирайтера)
- Составить тезисы для контекстной рекламы (на позицию контекстолога)
- Придумать текст промопоста для таргета (на позицию таргетолога)
- Составить УТП (на позицию маркетолога)
- Составить SEO-текст (на позицию SEO-копирайтера)
Параметры оценки
Чтобы оценить тексты ChatGPT, выделим четыре параметра:
- Наличие орфографических/грамматических ошибок.
- Оценка по сервисам Главред и Text. ru.
- Что получилось хорошо.
- Что получилось не очень.
Продающий текст
Маркетолог и копирайтер тратят 60% времени не на сам текст, а на изучение продукта и ЦА, адаптацию УТП, продумывание структуры и вёрстку текста.
Поэтому мы дали нейросети 2 разных задания: в одном мы не указываем никаких деталей о продукте, а во второй включаем исчерпывающее ТЗ.
Без конкретики
Оценка по Главреду: 6,9
Уникальность: 100%
Орфографические/грамматические ошибки: нет
Что получилось хорошо: Формально текст соответствует задаче: первая строка привлекает внимание, описаны преимущества и есть призыв к действию. Текст — логичный и последовательный, в основе — рекламная формула AIDA.
Что получилось не очень: Без подробного ТЗ (с описанием продукта и ЦА) нейросеть не смогла понять, для кого она пишет текст, и какие преимущества важны именно для этой группы людей. В тексте много воды и "затертых" рекламных фраз.
С подробным ТЗ
Оценка по Главреду: 7,7
Уникальность: 75%*
Орфографические/грамматические ошибки: нет
Что получилось хорошо: С развёрнутым ТЗ чат-бот справился лучше: он адекватно скомпоновал факты и текст максимально приближён к тому, что написал бы копирайтер. Например, ChatGPT сообразил, что самообслуживание и подключение оплаты — это универсальное решение для офиса, хотя в ТЗ именно такой формулировки не было.
Что получилось не очень: Подготовка ТЗ для бота заняла много времени. ТЗ — самая трудоёмкая задача из всех этапов создания текста, и выполнять её всё ещё приходится вручную. Да и конечный результат всё равно нужно править, чтобы добавить «живости» и «лёгкости».
*75% уникальности получилось за счёт того, что мы дали ChatGPD ТЗ с тезисами, которые уже использовали в рекламном тексте
Сценарий подкаста
С 2022-го года BondSoft запускает вебинары и планирует подкасты об интернет-маркетинге для предпринимателей и маркетологов в сфере B2B.
Самый трудоёмкий этап подготовки выпуска — сценарий. Поэтому мы делегировали эту задачу нейросети. Результат нас приятно удивил.
Оценка по Главреду: 6,9
Уникальность: 100%
Орфографические/грамматические ошибки: нет
Что получилось хорошо: Нейросеть смоделировала полноценную и последовательную беседу. В диалоге есть логика и он звучит достаточно «по-человечески». Структура текста отвечает задаче: реплики расписаны по ролям.
Что получилось не очень: Тексту не хватает «мясистости»: видно, что у бота мало вводных и он оперирует абстрактными понятиями. Например, чат пишет, что на повестке сегодня «довольно важный и актуальный вопрос», но не объясняет, почему именно он нас волнует. На такой скелет можно наложить недостающую информацию, но искать её в любом случае будут люди.
Нейросеть иногда выдаёт тексты до 2000 символов. Если она не закончила мысль, просим её продолжить фразой: «Допиши предложение: (указываем предложение, на котором закончился текст)»
Объявление для контекстной рекламы
У специалиста по рекламе может уйти минут 20, чтобы написать несколько шаблонных текстов для объявлений. Иногда такой текст нужно переделывать бесконечное количество раз, чтобы сделать его уникальным и одновременно показать УТП.
Поскольку ChatGPT до этого генерировал тексты с уникальностью 100%, мы попробовали вверить ему объявление для контекстной рекламы.
Оценка по Главреду: 8
Уникальность: 100%
Орфографические/грамматические ошибки: нет
Что получилось хорошо: ChatGPT удалось адекватно осмыслить УТП и создать связный «человечный» текст, но…
Что получилось не очень: … в итоге он оказался слишком «человечным» для контекстной рекламы. ChatGPT не попал в формат. А давать чату ещё больше пояснений нет смысла — наше ТЗ получится длиннее любого рекламного объявления.
Промо-пост для таргета
Рекламный пост в соцсетях — это всегда баланс между нативом и продажами. Нельзя пережать с рекламным посылом, но маскировка под обычный пост тоже не принесет заявок. Поэтому, таргетолог вдумчиво прорабатывает текст, жонглирует преимуществами и ищет ключик к аудитории.
Интересно, как справится ChatGPT?
Оценка по Главреду: 8
Уникальность: 100%
Орфографические/грамматические ошибки: нет
Что получилось хорошо: Формально пост соответствует задаче, написан связно и по продающей формуле. Что удивительно, нейросеть предлагает эмодзи — пост для соцсетей всё-таки. Но уместны ли они в некоторых нишах и темах — решать человеку.
Что получилось не очень: Соцсети — поле битвы за внимание. Такой пост пользователи скорее всего пролистают и не узнают, что мы предлагали скидку 10%.
УТП для сайта
Когда маркетологу нужно разработать УТП, на старте у него ещё нет глубоких знаний о продукте, покупателях, конкурентах. Основная задача — собрать всю эту информацию, провести аудиты, брифинги, опросы. Без такой информации, УТП получится абстрактным, бессмысленным и не уникальным.
В такой же ситуации оказывается ChatGPT, когда у него нет вводных.
Оценка по Главреду: 7,1
Уникальность: 100%
Орфографические/грамматические ошибки: нет
Что получилось хорошо: Текст соответствует задаче. ChatGPT сообразил, что преимущества лучше оформить списком.
Что получилось не очень: Бот не придумал уникальное УТП — он лишь перечисляет общие тезисы без конкретной информации. Преимущества придётся выделять человеку самостоятельно. Можно использовать текст в качестве основы и добавить в него подробности: например, «оперативную доставку» заменить «доставкой в течение 5 дней». Ещё в текстах иногда встречается тавтология (здесь — в том числе), поэтому мы обязательно вычитываем их.
SEO-статья
Каждый копирайтер и SEO-специалист знает эту боль, когда хочешь написать текст, который одновременно понравится и людям, и поисковой системе… И как только ни вертишь ключевые слова, чтобы сделать его полезным и читабельным.
Возможно, ChatGPT сможет стать нашим SEO-обезболивающим?
Оценка по Главреду: 7,5
Уникальность: 100%
Орфографические/грамматические ошибки: нет
Что получилось хорошо: Текст связный и полностью соответствует запросу. Чат умеет вводить ключевые слова и пишет с высокой уникальностью.
Что получилось не очень: Нейросеть не приводит источники, с которых берёт информацию, и статья может оказаться недостоверной, поэтому мы всегда перечитываем сгенерированные тексты.
Выводы
Ещё раз напоминаем, что наш эксперимент был проведён только для того, чтобы поверхностно познакомиться с нейросетью и понять, чем она может быть полезна в интернет-маркетинге. Не претендуем на истину, но делимся своими выводами:
- ChatGPT нужен оператор нейросети! Особенно важно, чтобы этот человек мог дать такие вводные, которые помогут чату генерировать адекватные тексты.
- ChatGPT стабильно генерирует уникальные тексты. Если вам понравился текст, его можно сразу забирать в работу и не прогонять через антиплагиат.
- Каждый чат — отдельная сущность и чем больше данных в чате, тем точнее ответы (бот обучается).
- ChatGPT выдаёт последовательные тексты. За весь эксперимент нейросеть ни разу не написала бессвязный поток мыслей, поэтому тексты можно брать за основу для своих задач.
- Чем лучше ТЗ, тем лучше текст. Если вам проще объяснить дословно, что хотите получить, чем написать текст самому, нейросеть — ваш вариант
- ChatGPT — удобный инструмент для SEO. Теперь некоторыми SEO-статьями у нас заведует нейросеть под строгим руководством оптимизатора. Так быстрее и дешевле, чем заказывать текст на бирже. Хотя, всё ещё не каждую нишу мы можем доверить боту.
- ChatGPT пишет без орфографических и грамматических ошибок. Но на смысловые всё же лучше проверять.
- Из-за особенностей языковой модели, ChatGPT иногда выдаёт самые предсказуемые и «ожидаемые» ответы.
- ChatGPT можно делегировать мелкие задачи, чтобы ускорить работу сотрудников, но полностью людей нейросеть пока что заменить не может.
ChatGPT — это отличный инструмент для интернет-маркетинга, который помогает быстро связать воедино мысли, сделать черновик, накидать «рыбу», вдохновиться идеями. Но чтобы результат превратился в эффективный материал, нужен живой интеллект человека, с его опытом, эмпатией, знаниями и креативом.
Мы стали работать с GPT недавно и будем рады новым кейсам. Делитесь в комментариях, какую работу с текстами вы уже скинули на бота?
Комментарий недоступен
Да, именно! Можно еще нашлёпать для себя шаблоны из ответов бота или быстро доставать данные из ТЗ для мелких подзадач, чтобы в голове не держать десятки тезисов. Что-то вроде "дневника проекта" с быстрым поиском)
Связный текст - да. Но не один из представленных не заинтересовывает. Если такое пишут копирайтеры - ну это очень обеднённый кругозор и школота, что ли... Нет образности, примеров, всё сухо и общо.
Вы говорите в статье, что нейросеть нужна, чтобы связать воедино мысли... Но это тоже звучит как оправдание наличия нейросети и этого тренда. Потому что если человек не может сам связать воедино свои мысли - то и доработает оригинальчик от нейросетки он тоже слабо.
Согласны с вами, так и есть! Тексты абстрактные, не живые, дешевые, если можно так сказать) Именно поэтому мы считаем, что бота можно использовать как отправную точку для идей или рутины, но не более)
На самом деле, у специалиста в запаре бывает эффект "белого листа", когда от перегруза не знаешь, с чего начать. В такой момент чат помогает сгенерить что-то связное из идей, которые хаотично разбросаны в чертогах разума. А дальше, опытный копирайтер может легко сделать из "мертвого" текста "конфетку"!
Ну так это только начало, еще год-два обучения и ИИ начнет книги писать)
Рады, что вы пользуетесь нашим Сервисом!
جميل