Маркетинговый анализ конкурентов - что это и как его делать
Доброго времени суток, дорогие читатели, в эти майские праздники решил выпустить интересный постец на тему - Что нужно отражать в маркетинговом анализе конкурентов.
Я спешу сразу подчеркнуть, что именно в маркетинговом - нет цели отражать показатели количества работников или общий бюджет той или иной компании, моя цель собрать информацию об активности в медиа, вкупе с анализом продута выбранной компании. Только мясо. Никакой воды. До конца
Lets go!
Передо мной, как перед ведущим маркетологом компании, которая занимается малоэтажным строительством модульных домов и открывает филиал помимо уже действующих в Екатеринбурге, Тюмени и Москве еще новую страну и новый город - Казахстан, а именно Алматы, поэтому глобально стояла цель собрать информацию по конкурентам в радиусе этого города и понять вцелом общее положение по маркетингу в Казахстане.
Что нужно для подготовки и сбора данных?
№1 Табличка в Эксель или Гугл
№2 При анализе будем использовать Яндекс Вордстат и Google Trends
№3 Spy сервисы такие как Keys, SpyWords
№4 N-ое количество времени))
Первый пункт - Положение в медиа поле
В этом пункте я проводил активность и наличие аккаунта компании на площадках.
Были вынесены в табличку следующие поля:
- сайт (вводим вашу нишу в поисковик и смотрим на сайты предложенных конкурентов)
- ВК
- Инстаграм
- Ютуб
- Телеграмм
- СМИ
- Другие (здесь например может быть Пинтерест или ЯДЗен)
Придется покопаться и поискать по названию компании на всех источниках, но благодаря этому пункту будет понимание - а как вообще дела обстоят у компании в соц сетях: ведется или забросили, банально есть аккаунт или нет (да, есть такие компашки у кого их нет) - это нам даст почву для вектора развития собственных соц сетей.
Ценовая политика - Какая самая минимальная цена на продукт \ услугу
Тут мониторим ценовой вопрос компании конкурента - от какой минимальной цены начинается продукт или услуга и самое главное за что: за какую комплектацию или в случае услуги - за какой перечень.
Спросите, а зачем?
Ответ: что бы понимать в итоге заполнения анализа конкурентов наша цена будет выше рынка\ниже рынка\рыночная.
Не зная вообще кто и что продает можно со временем потерять чуйку рынка вообще
Тип конкурента - Прямой или косвенный
Сразу внесу ясность:
- прямой - это конкурент, у которого точно такой же продукт или услуга, то есть в моем случае это тот, кто тоже производит как и мы модульные дома.
- косвенный - это конкурент, у которого основной продукт такой же, но вот изготавливается по другому, опять собственный пример: у нас модульные дома, а у косвенного конкурента каркасные или из бруса
Тут просто оцениваем и вписываем прямой или косвенный (фотку не вставлю - думаю итак все ясно)
Анализ УТП
Вот подошли к одному из самых жирненьких пунктов - анализ уникальных торговых предложений
Для ребят новичков: УТП - это пул преимуществ, по которым потенциальный клиент должен выбрать именно вас
"Широкий ассортимент", "Качественная продукция", "Опытные специалисты" эт все шляпа, а не УТП
Нужна конкретика, не клишированные фразы, желательно с цифрами
Тут мы выписываем все уникальные торговые предложения наших конкурентов, которые они транслируют в своих соц сетях (практика показывает, что все таки с сайта больше УТПшек можно взять).
Я для себя еще оставлял Комментарии - факультативно
Итого этого шага: мы полностью по сути знаем какими преимуществами конкурентные компании привлекают клиентов и можем сравнить с нашими. Также благодаря этому пункту мы сможем составлять рекламные креативы. Безусловно этот шаг must быть.
Технология (в моем случае строительства)
В этом пункте мы описываем технологию составления продукта или услуги нашего конкурента. Как правило, она представлена на сайте.
Это нужно, что бы понимать а как вообще устроен продукт или услуга у компании и соответсвенно так можно провести сравнение со своим "детищем"
SWOT анализ
Еще один, важный элемент нашей таблички это SWOT анализ
Что это вообще спросите?
S - strengths (сильны стороны, в чем преимущества той или иной компании)
W - weakness (слабые стороны, соответственно в каком компоненте компания проигрывает рынку)
O - opportunities (возможности, что можем усилить прямо сейчас и какой результат получить)
T - threats (угрозы, что будет, если не решать проблемы и к чему это приведет)
В этом анализе мы выписываем пункты под каждую категорию анализа, что бы получить абсолютно полную картину по положению компании на текущий момент.
Разобрались с табличкой, но это еще не все - на основе этой таблицы, нам нужно сделать общий диагноз рынка: в чем наблюдаются проблемы, где сильные места рынка, как ведут себя компании и сделать вывод вцелом по специфике рынка.
Также, я рекомендую расписать маркетинговые активности, которые возможно вы будете применять в течении работы
Факультативно
Можно воспользоваться различными Spy сервисами по анализу ключевых слов, по проходимости и трафику на сайт. Опять же, у меня абсолютно ничего дельного сервисы не смогли выдать по сайтам конкурентов, но к примеру по анализе на Москву я взял многое именно со Spy программ.
Вот и все пожалуй по анализу конкурентов - процедура не быстрая, но и не сложная. Главное внимательно все вписывать.
Цели высчитывать обьем рынка, динамику и тд и тп - не было. В 99% случаев эти данные ни коем образом не будут использоваться именно в маркетинге - это факт.
P.S Также, кому интересно - пост про заявки с ЯДиректа по 700-800 руб без потери бюджета
📞 Контакты со мной:
1. Запрещенка https://instagram.com/slavyan_18?igshid=YmMyMTA2M2Y=(взаимная подписочка приветствуется)
2. Телеграм @slavyan_18
3. Возможно скоро будет ТГ канал
Кстати, если хотите разобрать какую-то тему - пишите в Тг или Инст интересующую тему)
Welcome, гайс, здесь про маркетинг!
Олдскульненько. А чего б, скажем, не средства OSINT и не парсинг данных с дальнейшей обработкой, а всё та же табличка и ручные пометки? Что толку собирать данные по официальным аккам, если используется инфлюэнс? Или ковырять видимость по одному сайту, где весь серп занят сайтами-аффилиатами.
Не увидел также про работу с видимостью и цитированием, оценку каналов лидгена и т.п. Это всё равно, что опрашивать о конкуренте своих друзей, тогда как у того заказы - с гостендеров по блату.