Накрутка отзывов на Яндекс Картах: за и против (да это плохо, но не все так однозначно)
Привет! Привет, на связи Игорь Сычев, СЕО компании Revvy. Мы помогаем локальному бизнесу запрашивать отзывы и переносить их на онлайн-карты, отправлять маркетинговые рассылки и автоматические уведомления в WhatsApp, тем самым продвигать бизнес, привлекать новых клиентов, повышать уровень сервиса и прибыль.
Сегодня хочу рассказать о способах накрутки отзывов на Яндекс Картах. Сразу скажу, что схема мутная и я это не поддерживаю, но рассказать как это работает и какие есть плюсы и минусы — обязан, потому что все равно люди этим пользовались, пользуются и будут пользоваться.
Как работают отзывы на картах и зачем они вообще нужны бизнесу?
- Отзывы вырабатывают доверие клиентов;
- Положительные и регулярные отзывы поднимают рейтинг бизнеса;
- Высокий рейтинг ставит бизнес на первые позиции в поиске среди конкурентов;
- Клиенты чаще выбирают бизнес на первых позициях с высоким рейтингом и большим количеством отзывов.
Как это работает на примере?
Есть 10 салонов красоты в одном районе. Кто-то следит за отзывами и рейтингом, регулярно получает отзывы и отвечает на них. Кто-то ничего не делает, и отзывы появляются сами собой (медленнее, менее качественные и меньше по количеству, как правило). Количество и качество отзывов на бизнес напрямую влияет на рейтинг бизнеса на картах. А рейтинг, в свою очередь, влияет на место в поисковой выдаче при поиске бизнеса.
Получается, когда потенциальный клиент будет искать на картах «салон красоты», ему отобразятся те самые 10 вариантов салонов красоты в районе поиска, и среди первых будут стоять те салоны, у кого рейтинг выше. Подробнее я уже рассказывал в этом кейсе.
Как работает накрутка отзывов на Яндекс Картах?
Рассмотрим кейс, так будет понятнее. Васе нужно «раскрутить» свой ресторан на картах, чтобы он отображался первым в поиске среди конкурентов-ресторанов. Вася хочет сделать все по-быстрому и идет в гугл. Вот какие варианты он получит:
1. Взаимный обмен отзывами от реальных людей;
2. Покупка отзывов у реальных людей;
3. Покупка отзывов у ботов;
4. Покупка через сомнительные сервисы.
Взаимный обмен отзывами
Если Вася выберет вариант с взаимным обменом комментариями, Вася — немножечко молодец, потому что из перечисленных это самый безопасный вариант.
Как это работает? В интернете есть множество чатов в телеграме и групп в ВК, в которых собираются предприниматели и договариваются оставить отзыв на бизнес друг друга. Найти их довольно несложно, просто вбив в поиск.
Плюсы: Со стороны, все выглядит хорошо. Реальный человек оставляет отзыв на реальный бизнес и взамен получает реальный отзыв на свой бизнес. НО! Прежде, чем так делать, Васе стоит убедиться, что человек, который оставит отзыв на его ресторан, живет или находится в том же городе, где и ресторан Васи. Также, важно учесть репутацию человека на Яндекс Картах: как часто он оставляет реальные отзывы, как часто он оставляет фейковые отзывы и насколько он активен в сервисах Яндекса.
С новым обновлением, алгоритмы Яндекса строго валидируют вашу геопозицию и активность Яндекс аккаунта, чтобы исключить, что вы робот. Часто отзывы новых пользователей не отображаются до момента пока вы не докажете свою «реальность». Помимо того, где, как часто и какие отзывы вы оставляете, учитываются также ваша активность в построении маршрутов, поиске, и даже использовании сторонних сервисов от Яндекс — таких как Яндекс Музыка, Яндекс доставка и тп. Если алгоритмы делают вывод, что вы реальный человек — ваши отзывы будут публиковаться без проблем в местах, которые вы посещали или были рядом. Если алгоритмы заметят частую подозрительную активность, аккаунт блокируется и восстановить его будет довольно сложно.
Минусы:
- Яндекс категорически против этого, алгоритмы каждый день улучшаются. У Яндекса есть теневой бан — и если бизнес Васи туда попадет, то выбраться будет очень сложно, а новые отзывы просто не будут отображаться другим пользователям.
- Есть риск того, что отзыв не пройдет модерацию, если человек часто оставляет отзывы подобным образом.
- Даже если у человека, который оставляет отзыв, все хорошо с репутацией на Яндекс, отзыв должен выглядеть правдоподобным и детальным, а не «шаблонным».
- Довольно странно продвигать своего конкурента, оставляя ему отзывы в своем же городе.
Покупка отзывов у реальных людей
Если Вася выберет второй способ накрутки — то Вася может быть везунчиком, а может остаться в дурачках. Все по той же причине — блокировка от Яндекса. При чем вероятность, что Вася останется в дурочках и его бизнес забанят на картах гораздо выше.
Люди, которые зарабатывают на размещении отзывов, пишут сотни отзывов в день с сотни фейковых аккаунтов и по одному шаблону. Если такой отзыв алгоритмы Яндекса пропустят сегодня, это не значит, что его пропустят и завтра. А если его заблокируют, то и все его отзывы тоже исчезнут, а к Васе могут возникнуть вопросики при большом количестве подобных отзывов на его бизнес.
Боты и сервисы по накрутке отзывов
Если Вася чудом доберется до таких вариантов — то Вася вообще не умеет пользоваться деньгами. Эти сервисы остались в далеком прошлом и работают на людей, которые не знают правил Яндекса и выпали из контекста. Еще в 2021 году алгоритмы сломали эту систему и такие способы уже точно не работают в 2023 году.
Значит накрутка сделает только хуже?
Однозначно, да. Яндекс-карты взялись за накрутку отзывов серьезно. И даже если кто-то найдет лазейку и на какое-то время запустит поток фейковых отзывов, то это не навсегда. Придет новый фильтр и опять все накрученные отзывы на Яндекс-картах удалят, а бизнес с такими отзывами забанят. Причем стоит учесть, что блокирует бот, а вот восстанавливает живой модератор и время восстановления аккаунта может затянуться до года - двух.
Посмотрите, как это работало с переоптимизированными SEO текстами и сайтами 5 лет назад. Тогда на первых ссылках были огромные тексты, не отвечающие на вопрос и с огромным количеством ключевых слов. Сейчас же, в первые ряды Яндекс ставит качество, а не количество. На Яндекс Картах произойдет тоже самое. Уже происходит. Компании которые продолжат накручивать отзывы, уйдут вниз Яндекс Карт. А компании, которые привлекают отзывы настоящих клиентов, выйдут в ТОП. Поэтому самое время переходить на белые методы.
А как тогда получать отзывы от клиентов на Карты?
Мне хотелось бы, чтобы первым вариантом, который встретит Вася, загуглив — был сервис Revvy. Но, к сожалению, сервисы по накрутке отзывов все еще лидируют в первых рядах. Однако, если Вася готов тратить свое личное время на первый вариант, то ему стоит рассмотреть и этот вариант, тем более что и по времени и по затратам — он лучше всех остальных. А главное — надежнее и без рисков!
Выбрав этот вариант, Вася:
- Сможет запрашивать отзыв через WhatsApp у своих клиентов;
- Сможет выбрать площадки для размещения отзывов (Яндекс Карты, 2GIS, Google Maps, TripAdvisor и тп) и регулярно получать там положительные отзывы от клиентов сразу после визита;
- Сможет выбрать площадки для размещения отзывов (Яндекс Карты, 2GIS, Google Maps, TripAdvisor и тп) и регулярно получать там положительные отзывы от клиентов сразу после визита;
- Будет регулярно получать честную обратную связь от клиентов;
- Будет узнавать, что или кто в его бизнесе работает не так от первого лица;
- Получит возможность моментально исправить ситуацию в ресторане, чтобы следующие клиенты не жаловались на одно и тоже;
- Делегирует задачу и освободит свое время для решения более важных дел.
Какой вывод мы получаем?
Если Вася хочет быть лучше своих конкурентов и привлекать больше клиентов в свой ресторан, то ему придется следить за отзывами на Картах. А привлекать он их может разными путями, но честные и долгосрочные варианты — куда эффективнее для бизнеса.
А вы следите за отзывами на картах? Поделитесь в комментариях, как привлекаете отзывы на ваш бизнес и на какой платформе вам чаще всего оставляют отзывы?