Как написать текст, чтобы читателю было до вас дело
Я хотела провести крутой день рождения и написала в чат друзей большую организационную портянку — и чуть всё не профакапила! В статье рассказываю, как и почему мой текст отпугнул и запутал людей. А ещё рассказываю, как правильно.
Я работаю с текстом и привыкла все жизненные проблемы решать с помощью букв и слов. Если не написано или не сказано — для меня это значит «не было». Но если написано или сказано, то тут уж нет права на ошибку.
Сама относясь к текстам очень внимательно, я считала, что все остальные делают так же — но я ошибалась. Так вообще никто не делает.
Невнимательные читатели
Мы с мужем решили провести совместный день рождения и организовать вечеринку. Определились с программой мероприятия, списком гостей и сделали чат во Вконтакте. Я написала организационный пост.
В этом посте есть всё:
- Что и когда будет происходить — мы заказали игру на 21 октября;
- Это не страшно и даже весело — показано на примере;
- Надо выбрать сценарий игры — один из двух до 10 октября;
- Можно позвать кого-то еще — пригласите их в чат сами;
- Игра только для взрослых, с детьми прийти нельзя;
- Адрес и время проведения пока согласовываются;
- Если не можете — отписывайтесь;
- Дарить подарки не надо — просто приходите за свою денежку.
Первый вопрос был задан нам в личку: «я хочу пойти с женой, почему вы ее не пригласили?»
Затем в чате: «сорри, 10-го числа мы не можем (событие 21 октября, а не 10-го)».
Далее: «а для детей программа будет?».
По скорости голосования и кулуарной обратной связи, выяснилось, что сценарий игры люди выбирали не на основании описания на сайте, а на основании моего примера, который почему-то сочли имеющим отношение к сценарию «Тайны Венеции».
Я думала: «Да как так-то?! Ведь все же написано!»
Проблема в том, что я хотела сэкономить собственные силы и время, поэтому написала сразу про всё, не подумав о контексте моих читателей, и перегрузила их информацией.
Думайте о контексте читателя и времени, которым он располагает. Вполне возможно, ему нет до вас дела
Что в контексте у читателя
Когда пишете текст, заранее подумайте, в какой ситуации находится читатель, что он делает и сколько времени готов уделить новому контенту. То есть если он сидит в очереди в Сбербанке или на почте, то вы можете рассчитывать на длительный контакт, хоть и довольно рассеянный — актуально для авторов познавательных плакатов и рекламных брошюр.
Если вы пишете письмо для рассылки, то получите более внимательный отклик, потому что человек добровольно на вас подписался, вы ему интересны, и он специально найдет время для чтения. Либо не будет читать вообще и удалит письмо, не открывая, потому что подписался ради скидки 500 рублей.
Я писала в чат своих друзей и знакомых, поэтому могла рассчитывать на лояльность аудитории — хотя бы прочтут. Но чат — это не личка, ответственность собеседников коллективная, то есть никакая. Поэтому можно читать по диагонали, особенно если ты занят на работе.
Результат — друзья восприняли не всю информацию, да еще и с ошибками. Если учесть, что я просила отписаться тех, кто не сможет участвовать, мы могли кого-то нечаянно потерять.
Как учитывать контекст читателя
Во-первых, задаться вопросом, чем он будет занят, когда увидит сообщение. Я писала в Вк в рабочее время, значит мои читатели были по уши в делах. Степень внимания — низкая. Следовательно, мой пост должен был быть либо короче, либо отправлен в другое время — после работы.
Во-вторых — сколько времени вам будут готовы уделить. Количество времени у читателя определяет объем текста и его сложность. Реклама неспроста короткая. Неспроста в Твиттере 140 символов.
Моя ошибка — в огромном и сложном тексте. Там много событий и возможных действий, куча новой информации, а в рабочее время не стоит рассчитывать на продолжительный и вдумчивый контакт.
В-третьих — определитесь, что вы хотите, чтобы читатель сделал после прочтения. В моем тексте как раз было предложено простое целевое действие — выбрать сценарий игры. Но это было не единственное действие! Еще надо было понять, идти ли вообще, удобно ли это время, нравится ли программа, можно ли взять кого-то с собой, надо ли куда-то девать детей...
Правильное решение: разделить на несколько сообщений — каждый со своим действием — а не пихать все в один пост.
Как было бы правильно
Попробуем исправить мой текст.Для этого соберем входные данные.
Мои задачи на текст:
- я хочу пригласить друзей на день рождения 21 октября;
- рассказать им, что будет происходить;
- заинтересовать программой;
- узнать, кто придет к нам 21 октября;
- сказать, что игра только для взрослых, без детей;
- выбрать один из двух сценариев игры.
Контекст читателей: рабочее время, середина дня, все заняты. Лояльность высокая, степень внимания — низкая.
Целевые действия:
- принять участие либо отказаться;
- если участвуешь, выбери сценарий;
- если хочешь взять кого-то с собой, пригласи его в чат.
Для одного текста — слишком амбициозно. При этом в мессенджере Вконтакте нет возможностей для форматирования текста, кроме деления на абзацы. Попробуем разделить это на два поста. Поехали!
Насколько такой подход сработал бы, я уже не узнаю. Письменная коммуникация не дает права на ошибку — придется разгребать то, что есть. В очередной раз убеждаюсь, что текст — это разумный эгоизм в лучшем его проявлении.
Чтобы достичь своих целей с помощью текста, нужно постоянно думать о других.
Как читал этот пост я:
Как написать текст, чтобы читателю было до вас дело… (Интересно!)
Скролл…
Мы с мужем решили провести совместный день рождения и организовать вечеринку и создали чат во Вконтакте…
Скролл…
Друзья, привет!
Квестория – это ролевая игра…
В процессе игры вам нужно…
Скролл…
Что в контексте у читателя
Скролл…
Во-первых, задаться вопросом, чем он будет занят, когда увидит сообщение.
Скролл…
Скролл…
Скролл…
Чтобы достичь своих целей с помощью текста, нужно постоянно думать о других.
Итог: Думать о других и не писать такие же длинные тексты.
И еще дробить сообщения: одна цель — один текст.
За критику спасибо. Со скринами явно переборщила и привыкла к галереям в соцсетях.
Когда-нибудь возможно найду в себе силы перередачить не на эмоциях и написать нормально.
Мне кажется, автор не учёл длину текста. Я бы такой инвайт на ДР даже бы и читать не стал, а просто задал бы вопросы или позвонил. Ну вот тупо лень тратить время!
К слову, я и статью дочитывать не стал))
Слишком сложна, надо было писать: "Завтра бухаем и после будут ролевые игры"
В точку! У меня аналогично - вывалить максимум информации, предваряя вопросы и нюансы. В итоге много букв и еще больше вопросов. Недаром краткость - сестра таланта ))