Как маркетологу собирать персональные данные пользователей и не попасть на штраф в 1 млн рублей
В России обновили Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Изменения касаются сбора данных пользователей на сайтах, и на это важно обратить внимание онлайн-бизнесу.
В этой статье рассказываем, что изменилось в законе, и как теперь на сайте собирать информацию о пользователях, чтобы не попасть на штраф.
Что поменялось
Поправки в законе обязывают компании размещать на своем сайте документы:
Пример, как можно разместить документы с «согласиями» на сайте:
Что учитывать при размещении «согласий»
1. Под каждую цель обработки данных размещайте отдельное «согласие». Например, если вы собираете номера телефонов для обратного звонка, их нельзя использовать для смс-рассылки. Так работает и со сбором email.
2. Не ставьте галочку за пользователя. Некоторые компании используют лайфхак: в форме сбора контактов рядом с формулировкой «Я даю согласие..» автоматически ставят галочку. Мы не советуем так делать, это незаконно.
Пользователь должен дать активное согласие на обработку персональных данных: сам поставить галочку или нажать кнопку на определенной формулировке. Бездействие пользователя не является согласием на обработку персональных данных.
3. Добавляйте «согласия» в каждом инструменте для сбора персональных данных:
- поп-апах,
- чат-ботах,
- лид-формах,
- чате и т. д.
Нажатие на галочку в одной форме для сбора данных не является согласием на сбор всех данных пользователя.
Как выглядит согласие на обработку персональных данных в стандартной лид-форме на сайте:
Пример лид-формы на сайте с пометкой о сборе персональных данных
Если всего этого не сделать, есть риск получить штраф до 1 млн рублей за сбор и использование данных без согласия пользователя.
Как Carrot quest поможет не напороться на штраф
С обновлением в законе нужно столько всего сделать на сайте:
- разместить «согласия»;
- разместить документы с политикой персональных данных и пользовательскими соглашениями;
- добавить все это в лид-формы, поп-апы, чат и чат-боты;
- вставить в формы галочки.
Какой-то ад, на первый взгляд. Не переживайте, все гораздо проще — есть сервисы с готовым решением для этих задач. Например, Carrot quest.
Carrot quest — платформа для проактивной коммуникации бизнеса с клиентами. Она позволяет собирать данные о поведении пользователей:
- на какие страницы сайта заходит человек;
- сколько времени на них проводит;
- какие сообщения читает.
На основе этих данных можно запустить коммуникации во всех директ-каналах:
- чате;
- чат-ботах;
- мессенджерах;
- поп-апах;
- триггерных письмах.
Это влияет на конверсию вcей воронки: от заявок до повторных оплат.
Собирать лидов и информацию о них на сайте в Carrot quest помогают:
Чтобы законно собирать данные с помощью этих инструментов, мы обновили настройки в сервисе
1. Добавили «согласия» при сборе емейлов и телефонов в чат-ботах и поп-апах.
Так может выглядеть текст с «согласием» в чат-боте и поп-апе
2. Показываем «согласие», когда пользователь впервые пишет в чат или видит триггерное сообщение из чата.
Пример с «согласием» и ссылкой на политику обработки персональных данных в чате
3. Стали записывать в свойства пользователя, дал ли клиент «согласие» на использование телефона и емейла, сбор данных и cookies в чате.
Пример свойств пользователя, который дал согласие на использование телефона и email
Также в карточке пользователя можно посмотреть дату, время, контакт, IP-адрес, название бота или триггерного сообщения, в котором оставили контакт.
Данные о лиде, который оставил контакты в инструменте Carrot quest
4. Добавили рекомендации, что нужно сделать, чтобы использование автотрекинга стало законным.
Настройки автотрекинга в Carrot quest
Кроме того, в Carrot quest есть раздел «Обработка персональных данных», который регламентирует работу с персональными данными на сайте
В настройках по обработке персональных данных вы можете сами выбрать, где и в какой форме прикреплять «согласия» — достаточно просто переключить тумблер.
К каждому разделу прикрепили шаблоны, как можно разместить юридическую информацию у себя на сайте:
Если вы собираете данные о пользователях через другие сервисы, которые не помогают соблюдать закон — рассмотрите переход на Carrot quest.