Как кризис повлиял на маркетинг и что с этим делать
Уход рекламодателей, площадок и каналов продвижения — всё, конечно, грустно, но это новая реальность, в которой нужно жить, а ещё и работать. Тем более, мы знаем: «то, что нас не убивает — делает нас сильнее» (или убивает медленно, но мы не замечаем)
Поговорим о том, что происходит с рынком маркетинга, как нам быть, что изменилось и что теперь делать.
Рекламные каналы
Наверное, это один из тех инструментов маркетинга, который отхватил больше всего тумаков и шишек, по крайней мере, из моей практики.
Google Ads и Яндекс.Директ
Google Ads ушёл, аукционы в Директе перегреты, ставки выросли, цена за клик тоже увеличилась. Трафик в Яндексе и так рос каждый год примерно на 15%, поэтому нельзя сказать, что тут кардинально что-то изменилось. Тем не менее сейчас, когда бюджеты урезаются, такие изменения чувствуются сильнее.
В целом цены выросли на всё, а денег у людей больше не стало, поэтому, по некоторым тематикам видим снижение активности и спроса: туризм, товары роскоши, бытовая техника. Но целом не критично. Пока что.
SEO
Его хоронят уже много лет, но этот канал всё ещё отлично работает, особенно, в нынешних реалиях. Поэтому это мастхэв для тех, у кого нет денег на платный трафик.
Те, кто качал SEO — красавчики — собирают сливки. Те, кто не качал — срочно начинать. Ранее я писал о том, что влияет на позицию в поисковой выдаче, почитать можно тут =)
Соцсети
Instagram* — если не начинали, то и не стоит: рекламу не запустишь, активность в разы меньше, сейчас ещё и VPNы блочат — короче, перспектив мало. Но если уже есть и приносит доход, то продолжайте работать.
ВКонтакте — как инструмент лидогенерации, он в целом работает, не во всех тематиках, но работает. Ниши, которые тяжело продвигаются: медуслуги, недвижимость, digital-услуги. А вот образование, развлечения, красота и здоровье в ВК продвигаются хорошо.
Плюс ко всему ещё допиливают новый рекламный кабинет, поэтому подождём, посмотрим.
Telegram — соцсеть, которая больше всех выиграла от ухода Меты*. Да, тут не такие большие охваты, но зато аудитория более качественная. Рекламироваться можно как через рекламный кабинет Telegram Ads, так и напрямую через блогеров. В первом случае нужно «многа деняк» — 2 млн €. Ещё есть вариант заходить через посредников — тут уже цена ниже от 1500€. Главное правило — не наткнуться на разводил.
Что касается блогеров, то рекламироваться можно даже с нулевым бюджетом (взаимопиар или бартер). Обычно на такое соглашаются блогеры с небольшим количеством подписчиков. У крупных расценки меняются в зависимости от ниши, подписчиков и того, как чувствует сам автор.
Есть две крутые новости по ТГ:
- Теперь в Telegram Ads можно размещать ссылки с UTM-меткой и возможность отслеживать количество кликов по всем объектам рекламирования. А значит есть возможность проанализировать как отрабатывает реклама.
- Недавно соцсеть обогнала ВК по среднесуточному охвату и, скорее всего, тенденция будет сохраняться, если не возникнет новой волны блокировок.
Яндекс.Карты и 2ГИС
Как работал, так и работает. В этом плане ничего не изменилось. Бюджетно, эффективно, удобно — много денег не просят, алгоритмы работают хорошо, рекламные кабинеты простые. Отлично подходит для локального бизнеса, да и для нелокального тоже подходит, например, чтобы поработать с репутацией.
Про работу с Яндекс.Картами я рассказывал здесь =)
Про TikTok, YouTube, TenChat и другие каналы сказать ничего не могу — мы с ними не работали.
Бюджеты
Экономить приходится как обычным потребителям, так и компаниям. Хотя есть и те, у кого бюджеты выросли. Но в целом тренд такой — оптимизация расходов.
Что делать? Главное — максимально точно оценивать эффективность каждого канала. Для этого нужно внедрять сквозную аналитику, которая позволит чётко понимать реальную отдачу от рекламных кампаний.
Потом выделить 1-2 действительно рабочих канала, которые приносят основные продажи — именно в них стоит сконцентрировать силы. Но это в том случае, когда стоит вопрос «выживания».
Если же с бюджетом всё более-менее ок, то тут как раньше — тестируем гипотезы, миксуем каналы, анализируем показатели, в том числе и промежуточные.
Что делать маркетологам
Совет от кэпа номер один: продолжать работать.
Совет от кэпа номер два: адаптироваться.
Да, супер банально, но это единственное, что нам остаётся: учиться работать с новыми каналами, повышать скиллы, повышать компетенцию и понимать, что как раньше уже не будет.
Из менее банального:
Удерживать старых клиентов (CRR) и повышать их жизненный цикл (LTV)
Старый друг клиент лучше новых двух. Он уже знает о вас — его не надо «греть», у него есть опыт взаимодействия. Значит, себестоимость такого клиента меньше, следовательно, меньше расходов.
Как:
- Создавать персональные предложения: скидки, программы лояльности, промокоды, скидки ко дню рождения и персональные подборки товаров.
- Прислушиваться к клиентам: проводить опросы удовлетворённости, собирать и мониторить отзывы.
- Решать проблемы клиентов. Например, если клиент остался недоволен, предложите ему бонус, подарок или замените товар. Главное показать, что вам не всё равно на клиента, Возможно, в моменте это будет невыгодно, но в долгосрочной перспективе принесёт свои «дивиденды».
- Организовать кросс-продажи: предлагать дополнительные товары или услуги. Например, если вы продаёте обувь, то предложите клиенту средства по уходу, стельки и освежитель для обуви. Или вы держите свою ветклинику — тут ошейники от блох, наполнители для туалета, игрушки и лакомства.
Следить за ЦА и выявлять изменения в поведении и предпочтениях
Соответственно, корректировать предложение и стратегию. В кризисный период поведение клиентов меняется: меньше эмоциональных покупок, переход на более бюджетные бренды, уменьшение среднего чека. Поэтому анализируйте всё и всех, чтобы вовремя реагировать на изменения. Как вариант — почаще устраивайте акции и распродажи.
Следить за конкурентами
Анализировать стратегии: удачные или неудачные, подмечать фишки, ловить инсайты.
Автоматизировать процессы
Хочется сделать акцент на ИИ, ведь ему можно делегировать рутинные задачи, которые отбирают ценные человекочасы. Например, идеи для креативов, контент-план и анализ ЦА. Подробнее можно почитать тут. Простите за большое количество отсылок, больше их не будет=))))Не забываем и про другие инструменты: чат-боты, CRM, Яндекс.Метрика, автопостинг, автоматизатор рассылок.
Вывод
Вывода в классическом понимании не будет. Добавлю, что это мой опыт и мои мысли о больном.
Го в комменты, делиться опытом и мыслями.
Понравилась статья? Подписывайтесь на мой Telegram-канал, где я делюсь экспертизой и опытом в маркетинге. Будет интересно; -)
Instagram* — запрещен в РФ.