Как несложная обработка данных дает ощутимый эффект. Реальный бизнес-кейс
Начну с того, что мы в «Таттелекоме» (региональный телеком-оператор Республики Татарстан) с большим вниманием относимся к данным и умеем с ними работать. Вместе с тем, количество параметров (данных), по которым можно отслеживать услуги, бывает настолько велико, что отслеживать их крайне затруднительно или экономически нецелесообразно. В качестве примера приведу контакт-центр (далее КЦ). Казалось бы, что может быть банальнее, однако работу КЦ можно оценивать по сотням параметров.
Безусловно, отслеживая их все, мы могли бы достичь феноменальной точности в оценки деятельности КЦ, но это сильно замедлило бы скорость обработки данных и принятия решения, не говоря уже о росте расходов при таком подходе.
Именно поэтому мы давно отказались от идеи следить за всеми параметрами сразу. Гораздо эффективнее оказалось выделение ключевых 5-7 параметров, по которым можно оценить состояние дел в полной мере. В ниже описанном примере мы рассмотрим практическое применение наших подходов с использованием инструментов, доступных даже небольшим компаниям.
Одна из наших базовых услуг — это мобильная связь (да-да, региональный оператор мобилы, все как в твоем детстве, если тебе под 40). В мобильной связи одним из таких параметров мы выбрали переход абонента от нас к другому оператору с сохранением номера (это называется MNP — mobile number portability). Не секрет, что становится все сложнее заставить клиента совершить дополнительное действие. В этом смысле, переход по MNP является доказательством заинтересованности клиента в переносимом номере, а это значит речь идет про его основной номер, который абонент будет пополнять регулярно. Переходы по MNP можно рассматривать как своего рода маркеры позиции того или иного оператора:
1. Когда мы видим резкий отток абонентов от нас в адрес конкретного оператора — скорее всего, там запущена маркетинговая акция.
1.1. Если мы знаем про акцию — это подтверждение ее эффективности и повод для разработки контрмер.
1.2. Если про акцию неизвестно — это значит, что конкурент запустил не публичную акцию и нам нужно ее изучить подробнее.
2. В случае, если мы видим рост переходов абонентов к нам от конкретного оператора (в момент, когда у нас нет агрессивных акций) — это может означать:
2.1. Если рост переходов носит кратковременный характер и при этом не локализован географически — мы имеем дело с результатами не успешной монетизации* конкурента (*поднятия цен на архивные тарифы).
2.2. Если рост переходов к нам сохраняется длительный период и обеспечивается абонентами конкретного населенного пункта — есть основания полагать, что у данного конкурента наблюдаются проблемы с качеством сети.
В бизнесе мы всегда имеем дело с ограниченностью ресурсов, поэтому крайне важно иметь сигнальную систему для усиления фокуса на конкретные участки. Ниже я приведу пример работы с данными по переходам абонентов между операторами с сохранением номера.
Для простоты восприятия введу 2 термина:
Оператор донор — это оператор, от которого абонент хочет уйти.
Оператор реципиент — это оператор, к которому абонент хочет перейти со своим номером.
Начнем с графика динамики заявок исходящего MNP (когда абоненты уходят от нас к другому оператору):
При первом приближении, мы понимали причины падения в точке № 1 (пандемия, офисы закрыты, осуществить переход физически невозможно) и в точке № 2 (эффект от монетизации, проведенной нами), но откуда взялся пик № 3 и почему мы наблюдаем стабильный рост исходящих заявок с середины 2022 года было непонятно. Монетизаций мы больше не проводили, как и не было явных проблем с качеством услуги.
Но все меняется, если следующим шагом мы добавим новый параметр аналитики — статус заявки (справа от графика вы можете видеть все статусы, через которые проходит ваша заявка при переносе):
То есть, пик № 3 и № 4 — это рост аннулированных заявок. Иными словами, реального перехода от нас к конкуренту не произошло. Чаще всего аннулированной заявка становится по причинам:
а) неверные паспортные данные (симку оформили 10 лет назад, с тех пор поменяли регистрацию, фамилию, сам паспорт)
б) наличие задолженности
в) аннулирование по инициативе абонента (например, когда оператор-донор предложил скидку за то, чтобы абонент остался).
Учитывая, что мы не меняли своих бизнес-процессов и не отклоняли заявки под надуманным предлогом (чем некоторые операторы откровенно грешат), рост аннулированных заявок вызывает дополнительные вопросы и любопытство.
На третьем шаге мы рассмотрели аннулированные заявки в разрезе операторов и тут все стало понятно:
Проанализировав пик № 3 мы увидели аномальное количество повторных заявок на переход (бывают случаи, когда абонент пишет до 6 заявок на перенос, но это отклонение, а не норма). Изучив причины аннулирования, мы поняли, что имеем дело с банальным техническим сбоем, так как большинство заявок было аннулировано по причине “повторная заявка — переход завершен”. С точки зрения маркетинга, тут больше нечего изучать.
Рост заявок в точке № 4 и падающая эффективность этих заявок — это основной повод для написания данной статьи. Несмотря на то, что я считаю Тинькофф безусловно успешным и во многом новаторским, в непрофильных направлениях видны проблемы либо с анализом данных (пожалуй, одна из наиболее частых проблем в российских компаниях), либо с пониманием специфики бизнеса. Речь не про новомодные big data и data science, а про вполне себе элементарные аналитики, которыми владеет любой оператор сотовой связи. Информация, способная существенно повысить эффективность бизнеса, буквально “лежит под ногами” и ею не пользуются. Почему я уверен, что они ее игнорируют? Ниже график% успешных заявок на перенос номера:
Когда мы заметили рост заявок на переход от нас в Тинькофф мобаил, мы сразу приняли меры для удержания абонентов (естественно, рыночным путем), чем вдвое снизили эффективность работы коллег по отрасли и судя по тому, что ситуация не меняется уже полгода — я могу утверждать, что они за этими аналитиками не следят. Вы можете сколько угодно “пинать” продавцов, заставляя их генерить новые заявки, но какой в этом смысл, если заявки не превращаются в переходы.
Резюмируя, приведенный пример — лишь маленькая часть того, насколько хорошо мы умеем пользоваться данными, которыми владеем. Конечно может показаться, что оператору связи в этом плане просто, куча данных о своих клиентах — бери изучай, но секрет в том, что нет бизнеса, который не имеет данных для анализа, вопрос только в том, хорошо ли вы знаете свой бизнес и хотите ли строить прозрачный бизнес или предпочитаете оставаться средневековым магом.
Интересный пост! Молодцы!
Спасибо! Надеюсь, что коллеги из Тинькофф мобаил не обидятся)
Интересно было бы на базе нашего продукта DLH (dlh.satorilab.ru) создать для вас полноценную customer data platform, возможно, это повысит эффективность работы с клиентскими данными