Маркировка рекламы: с чего начать?
Рассмотрим пошаговый план для тех, кто хочет начать маркировать рекламу.
Этот алгоритм действий подойдет, например:
- блогерам, которые размещают чужую рекламу в своем блоге;
- блогерам, размещающим в своем блоге свою же рекламу (за исключением пунктов о взаимодействии с заказчиком).
Рекламодателям, которые размещают рекламу только на чужих площадках, вообще можно не заморачиваться, переложив обязанности, связанные с маркировкой рекламы, по договору на исполнителя (рекламораспространителя/посредника).
1. Определение оператора рекламных данных (ОРД), заключение договора с ним
Сейчас в перечне Роскомнадзора всего 7 ОРД. Заключить договор можно с любым и даже несколькими одновременно. Услуги только 2 ОРД пока бесплатные – это Яндекс и ВК. У Лаборатории разработки – 1 руб./мес. до 01.11.2023. у остальных - минимум 5 тыс. руб./мес.
2. Заключение договора с рекламодателем (заказчик) с закреплением распределения обязанностей по маркировке и предоставлении информации о рекламе в ЕРИР через ОРД
Рекламодатели предпочтут переложить все обязанности, связанные с маркировкой рекламы, на рекламораспространителей. Последним, с моей точки зрения, проще взять указанные обязанности на себя, чтобы снизить риски:
- поддельных токенов,
- нарушения сроков по договорам,
- некорректных данных в ЕРИР и
- разборок с РКН по этому поводу.
Также на рынке уже есть посредники, которые позволяют в своем аккаунте и маркировать, и распространять, и передавать сведения об интернет-рекламе сразу на нескольких площадках в ЕРИР через ОРД, с которым у них свой договор.
3. Создание/получение от заказчика рекламного материала
4. Передача/загрузка рекламного материала ОРД и получение от ОРД идентификатора (токена)
Взаимодействовать с ОРД можно двумя способами: через личный кабинет (ЛК) на сайте ОРД или через API. Последний способ актуален, как правило, крупным рекламораспространителям, у которых большой поток заказчиков и рекламных материалов. Кроме того, API требует настройки на стороне рекламораспространителя, для чего нужен соответствующий специалист.
На сайте каждого ОРД есть или инструкции, или видеоуроки по работе с ОРД.
Идентификатор рекламы присваивается «незамедлительно».
5. Непосредственная маркировка рекламного материала
Если требований к размещению в интернет-рекламе пометки «реклама» и сведений о рекламодателе в законе нет, то требования к размещению токена устанавливаются Роскомнадзором. Смотрите Приказ Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191
6. Показ рекламного материала
7. Формирование и отправка отчета о показе рекламного материала в ЕРИР через ОРД
Отчет о показе рекламы предоставляется ОРД в течение 30 календарных дней после окончания календарного месяца, в котором было осуществлено распространение рекламы в сети «Интернет». Ежемесячно.
Для формирования отчета Вам понадобятся основные данные о рекламодателе, о себе, о посреднике (если у Вас договор не с рекламодателем, а с посредником), данные договора и акта оказанных услуг по договору, статистика прокрутки рекламы (если прокрутка шла не через рекламные системы).
Если реклама будет размещаться в рекламных системах Яндекса, Озона или ВК, то, согласившись с их офертами как ОРД, Вы сразу облегчите себе жизнь, поскольку они сами промаркируют и отправят отчеты о распространенной в их системе рекламе в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
Кроме того, у Озона и ВК есть «песочницы», где можно просто потренироваться, без последствий.
Поэтому не боимся, делаем шаг за шагом, и у Вас обязательно получится!
Юрист по защите онлайн-проектов | Юлия Тулинова