Штатный копирайтер или контент-агентство: сравниваем подходы, кого выбрать
3. Рутинные задачи в плане текста
Это вроде написания карточек товаров для интернет-магазина, тестов рассылок, кейсов компании, постов, лендингов и так далее — в зависимости от специфики бизнеса.
4. Работа с внешними площадками, гостевые публикации, пресс-релизы, новости и прочее
Или все, что касается пиара. Для внешних площадок могут быть адаптированы статьи блога, написаны новые. Также компании продвигаются в сторонних СМИ и медиа: там тоже нужны тексты и пишут их копирайтеры.
5. Любые другие работы, связанные с написанием текстов
Создание коммерческих предложений, деловая переписка, наполнение разделов сайта, презентации и много чего еще.
6. Выполнение клиентских проектов
Например, у вас маркетинговое агентство полного цикла и заказчики обращаются за текстовым контентом. Для его создания вам тоже понадобятся копирайтеры.
Штатный копирайтер: кому и когда подойдет, плюсы и минусы
Ошибкой было бы считать, что здесь все зависит только от объема: мол, если это 10 статей в блог в месяц, значит вывезет штатный специалист, а если 25 — нужно обращаться в агентство. Все несколько сложнее.
Представьте, что вам нужно построить дом. Для этого нужно много специалистов-строителей: каменщики, плотники, бетонщики, отделочники и сантехники. Если нанять только каменщика, дом он не построит, за исключением случаев, когда у вас уже есть все остальные мастера. И неважно, каких размеров будет дом.
Если нанять только каменщика, дом он не построит, за исключением случаев, когда у вас уже есть все остальные мастера
То же самое, например, с контент-маркетингом. Чтобы его запустить, недостаточно одного копирайтера. Нужны маркетологи, дизайнеры, редакторы, SEO-специалисты. В вашем штате они есть? Тогда не проблема: не нужно вам никакое агентство, справитесь сами. Нет? Тогда копирайтер будет как каменщик без плотника и плиточника. Их роль вам придется выполнять самостоятельно, нанимать других специалистов или искать их также на стороне.
Приведу пример. Вы наняли копирайтера для ведения блога с задумкой, что он будет писать статьи, верстальщик их зальет на сайт, и мы обойдемся двумя специалистами. А потом оказывается, что нужно:
- Придумывать темы для статей. И это еще в лучшем случае, когда собрана семантика и есть, от чего отталкиваться в этом плане.
- Парсить блоги конкурентов.
- Составлять контент-план.
- Подбирать ключевые фразы
- Подбирать иллюстрации для текстов.
- Редактировать уже написанные тексты.
- Загружать их на сайт.
- Отслеживать метрики, чтобы понять, решает контент задачи бизнеса или нет.
А ваш копирайтер такой: «Босс, я в это не умею. Я простой копирайтер, а не многорукий многоног. Давай ТЗ, я напишу текст, а остальное — не моя забота. Давай-ка ты сам — ну или оплачивай услуги редактора, сеошника, дизайнера».
Вы пытаетесь возложить эти обязанности на штатного маркетолога, но он и так перегружен. У него помимо контента еще куча каналов продвижения, куча задач и куча подрядчиков на связи. В общем, ситуация патовая.
Плюсы работы со штатным копирайтером
- Он всегда под рукой, а значит, как минимум, на связи. Даже если работает удаленно. Ему проще поручить срочную задачу: написать новость, которая была нужна еще «вчера», быстренько поправить текст и так далее. А еще штатному копирайтеру проще коммуницировать с другими специалистами: внутренними экспертами, маркетологом, дизайнерами и так далее.
- Ему проще рассказать о продукте. Обычно штатный сотрудник больше погружен в бизнес и проект, чем стороннее агентство. Но это не точно и не все так просто: ниже расскажу, почему.
- Можно нанять нишевого специалиста для любой тематики: медицина, строительство, торговля, юриспруденция и так далее.
- Зачастую это выгоднее. Зарплата копирайтера даже в Москве редко превышает 70 тысяч рублей. За эти деньги специалист в режиме пятидневки будет писать вам по 30-50 текстов в месяц. В большинстве агентств таких расценок, конечно, нет, это дороже.
Минусы работы со штатным копирайтером
- Еще раз: копирайтер — всего лишь одно звено целой цепочки создания контента. Если нет других звеньев, нанимать специалиста бесполезно, задачи он не закроет.
- Копирайтера нужно искать, а это не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Хороший специалист, который классно пишет, вникает в тему и понимает задачи текста — редкость. Придется потратить время на подбор, проверку тестовых заданий и рабочую притирку. А через пару месяцев окажется, что он не вывозит — и все по второму кругу.
- Копирайтера могут переманить конкуренты. Был человек, нет человека. И опять переходим к пункту 2.
- Штатный копирайтер часто зависим в своем мнении. Пишет не так, как надо, а так, как сказал директор. Ну, знаете, вот эти все: «В тексте не хватает масштаба, поэтому давайте напишем “Мы молодая, динамично развивающаяся компания”». Проще нажать на галочку в комментарии Google Docs, чем спорить с тем, кто тебе платит.
- Если вам нужны тексты на разные тематики, штатный копирайтер тоже может не вывезти. Серьезные авторы часто меняются: кто-то пишет про маркетинг, кто-то — про медицину. Писать на широкий пул тем — непосильная задача для одного сотрудника.
Кому подойдет штатный копирайтер
Штатный копирайтер — не панацея, которая закроет любые задачи. Это обычное решение со своими плюсами и минусами. Кому-то подойдет, кому-то — нет.
Кому подойдет:
- Компаниям, где есть и другие специалисты, занятые подготовкой и публикациями контента. Это SEO-специалисты, дизайнеры, контент-менеджеры, маркетологи и т. д. Обычно это маркетинговые истории: агентства, студии и прочие. Станкостроительному заводу, который решил продвигаться через блог и не имеет в штате специалистов маркетинговых, IT и digital-направлений, копирайтер не поможет.
- Микробизнесу с небольшими активностями: блог на 5-10 статей в месяц, минимальная «сеошка» на уровне заголовков и подзаголовков, а публикуется все самостоятельно.
- Агентства, которые готовят тексты на заказ своим клиентам. Таким нужен не один, а несколько копирайтеров — в зависимости от объема работ. Проще: копирайтеры нужны, например, нам в Итирии. Вряд ли мы будем обращаться за текстами в другие контент-агентства. Исключения — всевозможные партнерские и реферальные сети, когда мы отдаем на субподряд работу от заказчиков, которым наши расценки не по карману.
Контент-агентство: кому подойдет, плюсы и минусы
Так же, как и в случае с копирайтером, выбор здесь не зависит от объемов работы: много — обращаемся в агентство, не очень — нанимаем штатного копирайтера. В агентство можно обратиться и с разовой задачей и для выполнения огромных масштабных проектов.
Контент-агентство — многогранная история. Главным преимуществом я считаю то, что нанимая штатного копирайтера, вы получаете копирайтера. Обращаясь в нормальное агентство, вы получаете целую команду в одном флаконе.
Подробнее о внутренней кухне контент-агентства мы пишем в своем ТГ-канале.
Вспоминаем: написание текста — это один из этапов работы. До этого надо собрать семантику, выбрать тему, составить техническое задание, подобрать ключевые слова. После написания — подобрать иллюстрации, проверить отредактировать, опубликовать, отследить метрики, чтобы понять, выполняет контент задачу или нет. Именно комплексный подход — то, что отличает обращение за услугами в агентство от любого штатного сотрудника. Не нужно самостоятельно налаживать систему производства контента, ведь она уже налажена.
Плюсы работы с агентством
- Комплексный подход — то, о чем я говорила выше.
- Можно обратиться с любой задачей, от разовой работы до большого масштабного проекта.
- Можно обратиться с разноплановыми задачами: в агентстве подберут автора с компетенциями и экспертизой в любой тематике.
- Проект курируется редакторами и контент-менеджерами. Это профессионалы в своем деле, которые знают, как надо.
- Минимум вашего участия. Мы в Итирии рекомендуем назначать с вашей стороны одного куратора, который будет контролировать процесс. И достаточно. Чем больше ЛПР проверяет тексты, тем больше путаницы и нервов с обеих сторон.
- Продолжение предыдущего пункта: вам всегда подскажут, как нужно. И как не нужно. И нужно ли вообще. В этой сфере услуг подрядчики честные: если не могут вам помочь, сразу скажут, что не могут. Пример: вы решили вести блог, но видим, что в вашей нише это бесполезно. Уверена, что вам об этом сразу сообщат, а не возьмутся за бесполезную работу, чтобы получить деньги любой ценой.
- Любое агентство можно пробить по отзывам. А вот копирайтера можно оценить разве что по портфолио, которое часто ни о чем не говорит. В нем могут быть прекрасные кейсы: опубликованные на авторитетных площадках статьи. Но фишка в том, что такие статьи прошли несколько циклов редактуры, а на входе мог быть полный отстой.
Минусы работы с агентством
- В общем случае это дороже. Хотя, наверное, никто не считал: на копирайтере вы экономите только в моменте, думая в следующей логике: «Я плачу ему 50 тысяч и получаю 20 текстов в месяц, по 2 500 за штуку». В агентстве берут 10 000 рублей за текст, это дороже в 4 раза. Но никакой экономии не будет: дальше вы просто расплатитесь своим временем, делая остальную работу самостоятельно. Или дополнительно наймете специалистов и заплатите им деньги, которые сэкономили на копирайтере. Заплатив каменщику 100 000 рублей, нельзя сказать, что вы построили дом за 100 000 рублей.
- Работа с копирайтером может начаться быстрее. Сегодня наняли, завтра получили первый текст, если вводные готовы. При сотрудничестве с агентством придется потратить время на заключение и согласование договора, потом в агентстве будут погружаться в бизнес и продукт, изучать ЦА, составлять контент-план. Так или иначе, около месяца на это уйдет. Мы в Итирии готовы запустить блог с нуля за один месяц, если заказчик предоставит нужную информацию и не будет тянуть с договором.
- Поиск действительно хорошего агентства тоже займет время. Обычно выглядит так: выбираете несколько понравившихся вариантов, связываетесь, запрашиваете КП, портфолио и другую информацию. Все это нужно изучить и обсудить: на это тоже нужно время.
Кому подойдет агентство
Хотела бы я написать, что всем, но это не так. Как минимум, агентство не подойдет в случаях, когда оправдан штатный копирайтер, о чем сказано выше.
А вот когда работа с подрядчиком будет оправдана:
- Нужно выстроить системную и долгосрочную работу по созданию контента с нуля.
- Не хочется тратить время и внимание на создание контента. Работа с агентством предполагает куда меньше вашего участия, нежели работа со штатным копирайтером.
- У вас в штате нет профильных специалистов маркетинговых направлений. Или есть, но они загружены по самое не хочу. Например, есть один маркетолог или даже копирайтер, который не вывозят объемы. Мы часто сотрудничаем по всем вопросам именно с штатным маркетологом. Если у вас завод по производству приборов КИПа и в штате сплошные инженеры, при этом хотите вести блог, ваш путь — именно агентство.
- Нет понимания, что вообще делать и как продвигаться с помощью контента. Копирайтер тут явно бессилен, а вот в агентстве все расскажут и подскажут.
- Нужен комплексный подход к решению задач. Как вы поняли, логика «Найму копирайтера и запущу блог» (а тем более контент-маркетинг) не работает. Это верный способ слить бюджет в трубу.
Мифы работы с агентством
В качестве вывода хочу развеять несколько мифов о работе с агентством: предрассудки часто бывают препятствием для плодотворной работы.
Это дорого
В моменте услуги агентства действительно выглядят дороже. Маловероятно, что вы найдете агентство, где вам напишут текст дешевле 10-15 тысяч рублей. А цена в 50 тысяч за единицу контента в студиях — нормальное явление (спойлер: у нас намного дешевле). Но из предыдущих разделов этой статьи понятно: такие цены — за работу под ключ. За хорошую и качественную работу, которая принесет прибыль и окупится многократно.
Со штатным копирайтером проще наладить коммуникации
Начнем с того, что немалая часть копирайтеров сейчас работает удаленно, а значит разницы нет. Но справедливости ради скажу: в агентстве общения с автором зачастую нет вообще, вы коммуницируете с менеджерами, руководством или редакторами, поэтому миф отчасти правдив.
Агентство сольет информацию моим конкурентам
Миф полнейший. Во-первых, никто не запрещает составить договор NDA. Во-вторых, включить в договор пункт о неразглашении коммерческой тайны. Ну а сама история о том, что агентство работает с вашими конкурентами — это вообще хорошо. Как минимум, в схожих задачах уже были протестированы определенные подходы и понятно, что работает, а что нет. А вы будете просто наслаждаться результатами этих наработок.
Штатный копирайтер будет лучше знать продукт
Здесь часть правды безусловно есть. Но только если специалист будет работать офлайн. Тут да: вы спокойно приведете его за ручку в цех, покажете продукт, на пальцах объясните преимущества. Если работает удаленно, никакой разницы нет. Но вообще, если у агентства есть опыт работы в сложных нишах, переживать не стоит, там разберутся и в вашем продукте.
Штатный копирайтер сильнее мотивирован
Дескать, делаем общее дело, мы семья, все дела. Особенно актуально для старшего поколения, привыкшего отвечать за «весь родной завод». Так вот: это давно не работает, а главный мотиватор — деньги.
В агентстве все поставлено на поток, а «штатник» обеспечит индивидуальный подход
Здесь все зависит от агентства. Огромные студии, где начальник не знает всех своих подчиненных, клиентский портфель измеряется сотнями проектов, действительно практикуют принцип конвейера. Да еще и экономят, нанимая дешевых авторов, а то и заказывая тексты на биржах. Небольшие же агентства работают по принципу бутика, руководство с удовольствием напрямую общается с заказчиками и действительно хочет помочь бизнесу. Стоит выбирать именно такие.
Подведем итоги
Было бы странно, чтобы агентство, которое делает подобные материалы, не настаивало на выборе себя любимого. Но мы не просто говорим, чтобы шли к нам, а показываем свои работы, а главное — кейсы. А выбор, как и всегда, за тем, кто платит и хочет за свои деньги увидеть результат.
Хотите контент-маркетинг за приемлемые деньги? Напишите лично руководителям Итирия - обсудим ваш проект!
Работал со стороны заказчика и с райтерами инхаус, и с агентствами.
Агентство - никак не замена инхаус, ни по одному критерию.