Продвижение бизнеса в СМИ: архетипы в рекламе и как их использовать
Хотя агрессивный маркетинг — действенный психологический прием, в рекламных кампаниях чаще используются более экологичные методы воздействия на аудиторию. В статье с примерами разберем, какие архетипы применяются в продвижении брендов и услуг.
Введение: архетипы
В основе бренда компании или персоны часто лежит определенный образ, который возникает в голове людей, если они услышат название или имя. Ознакомьтесь со списком ниже:
- Ким Кардашьян;
- Илон Маск;
- Marvel;
- Стив Джобс;
- Rolex.
Скорее всего, с каждым из пунктов при прочтении возникает определенная ассоциация. Если это так, то PR-кампании, которые способствовали популяризированию этих корпораций или людей - достигли цели.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!
Однако образы, возникающие в умах аудитории, сложились не просто так. Каждый из них — продуманная стратегия, созданная с помощью готовых инструментов. И это архетипы.
Архетип — образ, аккумулирующий культурный опыт, допускающий вариативность, но в то же время узнаваемый и интуитивно воспроизводимый.
Понятие «архетип»
В настоящее время выделяют всего 12 архетипов, и все они встречаются в рекламе:
- Ребенок;
- Мудрец;
- Искатель;
- Бунтарь;
- Маг;
- Воин (Герой);
- Любовник;
- Шут;
- Славный малый;
- Мать;
- Правитель;
- Творец.
🚩 Еще больше о продвижении бизнеса читайте в статье «Год спустя: основы продвижения в СМИ, которые я хотел бы знать год назад».
Примеры архетипов в пиар-кампаниях
Всегда интересно «покопаться» в нашумевших рекламных роликах на предмет того, а что именно по замыслу создателей должно зацепить зрителя. Займемся именно этим.
Ребенок и Мать
Эти архетипические образы, как правило, используются вместе.
Мать символизирует заботу, ласку, любовь, в то время как Ребенок — простодушие и наивность. Образы встречаются в рекламе товаров для семьи, страховых или медицинских услуг, благотворительных фондов, курсов и товаров для детей.
Хороший пример — реклама от Kinder к 8 марта. Женский праздник — отличный повод для покупки шоколада домой к чаю в качестве подарка.
В ролике создается атмосфера добра и любви, подчеркивается важность семьи в жизни как взрослого, так и ребенка.
Для включения архетипа в рекламу бренда выстраивайте с клиентами близкие, семейные отношения. Используйте доверительный тон, быстро реагируйте на запросы клиентов и фокусируйтесь на сервисе. Покажите в рекламе, что благодаря продукту человек сможет позаботиться о близких.
Мудрец
Образ воплощает интеллект и любознательность. Он несет пользу, стремится к развитию и знаниям. Это учитель, к которому обращаются за советом. Мудрец стремится понять себя и окружающий мир.
Этот образ для рекламы использует GeekBrains — образовательный портал. Например, в очередном ролике о преимуществах платформы GeekBrains представляется учителем, который может решить широкий круг проблем, связанных со сменой профессии и переобучением.
Для использования архетипа в собственных целях нужно показывать экспертизу, приводить в пример исследования, делиться знаниями и опытом.
Искатель
Исследователем движет желание получить новый опыт и впечатления. Он путешествует, пробует что-то новое и даже необычное. Его ценности — свобода и индивидуальность.
Скорее всего, многие видели рекламный ролик Dior с участием Джонни Деппа. В материале хорошо прослеживается архетип искателя.
Видео посвящено презентации мужского парфюма. Депп играет музыканта, которому надоедает прежняя жизнь, и он отправляется на поиски себя.
Для актуализации образа искателя рассказывайте яркие эмоциональные истории, делитесь впечатлениями о новых местах, демонстрируйте захватывающие видео и фото. Контент должен дарить уникальные эмоции и опыт.
Бунтарь
Бунтарь ведет себя шумно и самоуверенно, жаждет внимания и перемен. Для него важны независимость, в корне нестандартное мышление, он разрушает нормы. При этом бунтарь силен духом, умеет добиваться целей.
Образы бунтарей стали очень популярны в молодежной музыкальной культуре. Яркие представители — Niletto и Инстасамка.
Если говорить о рекламе бренда, то нужно подключать агрессивный, яркий маркетинг, который высмеивает определенные устои, показывает шокирующие образы. Поднимайте провокационные темы, сработают даже скандалы и конфликты в медиапространстве.
🚩 Подробнее о теме узнайте в материале «Желтый» PR: скандалы в помощь».
Маг
Маг с помощью удивительной силы меняет мир к лучшему и исполняет желания, легко решает сложные проблемы.
В качестве примера можно вспомнить почти любой ролик бренда L'Oreal Paris. Их косметические продукты — «волшебная таблетка» от ряда проблем. Например, в видео со Светланой Ходченковой «магические» свойства демонстрирует крем с гиалуроновой кислотой.
Для раскрутки компании нужно предлагать клиентам простое решение сложных вопросов. Демонстрировать экспертность, технологичность. В рекламе будут эффективны элементы шоу и wow-эффект.
Воин (Герой)
Образ отличается силой воли и бесстрашием, высоконравственностью. Обладает властью, силой, уверенностью. Готов стойко преодолевать трудности и жертвовать собой ради других.
Линейку таких роликов под лозунгом «Все ты можешь» сделали Adrenaline Rush. Ознакомиться с одним из таких видео можно здесь.
Для использования образа Героя рассказывайте реальные истории о преодолении трудностей, пути к успеху. Пропагандируйте идею о том, что благодаря продукту клиент добьется цели. Позиционируйте товар как выбор отважных и решительных.
Любовник
Персонажем управляет желание получить удовольствие, он сосредоточен на чувственном опыте, наслаждается жизнью здесь и сейчас. Он харизматичный, привлекательный, ценит внимание. Часто это женские образы.
Сразу вспоминается реклама сока «Я» с лозунгом «Где наслаждение там я». Можно даже не рассказывать, как работает реклама, просто посмотрите и все поймете.
В основе такого материала лежит флирт с аудиторией. Используйте романтичные образы. Делайте акцент на чувственных ощущениях — ароматах, вкусах, визуальной эстетике.
Шут
Шут — яркий персонаж, который не боится нарушать правила и быть смешным. Он несет смех и радость, всегда оптимистичен, даже если столкнулся с трудностями.
Хороший пример — рекламные ролики M&M’s с анимированными конфетами, Красным и Желтым. Вспомним старый новогодний ролик, где они довели до обморока Деда Мороза.
Для продвижения бренда в СМИ и интернете выстраивайте с аудиторией непринужденную и легкую коммуникацию, шутите шутки, рассказывайте смешные истории. Для визуала применяйте яркие цвета, мультяшных героев с чудинкой.
Славный малый
Это сосед, коллега, простой обыватель. Добродушный, честный, предсказуемый. Ему важно быть как все, пользоваться хорошей репутацией, не выделяться.
🚩 Архетип хорошо продемонстрирован в ролике KFC с Колей и его мамой из сериала «Реальные пацаны». Простых людей радуют простые радости по доступной цене.
В материалах для компании делайте акцент на универсальности товара, доступности для всех людей с разным уровнем дохода. Архетип подходит для товаров ежедневного пользования и масс-маркета.
Правитель
В образе слились уверенность, решительность, власть, лидерство. Правитель - хозяин жизни, берет на себя ответственность, гарантирует качество, все держит под контролем. Стремится к роскоши. Образ характерен для люксовых брендов.
🚩 Например, рекламный ролик Mercedes-Benz, где за руль посадили льва. Посыл: если хочешь быть как он, покупай наш автомобиль, и все будет на высшем уровне.
Для рекламы бренда ведите диалог с клиентом как с бизнес-партнером, придерживайтесь уважительного, делового тона. Рекламируйте продукт как показатель престижа и статуса.
Творец
Творец — увлекающийся персонаж с богатым воображением. Ценит свободу самовыражения, эстетику, инновации.
Яркая и эпатажная реклама парфюма от Kenzo демонстрирует свободу духа, непохожесть на других, манифестирует разнообразие и творчество.
Для продвижения бренда важно привлекать клиентов к созданию продукта (дизайн, выбор каких-то характеристик). Будет уместен эпатаж в рекламе, но не провокация. Удивляйте нестандартным подходом или идеей, свежим взглядом на вещи.
🚩 Больше о пиаре читайте в статье «С чего начать продвижение в СМИ: советы для начинающих предпринимателей».
Вывод
Чаще всего бренды используют в пиар-кампаниях несколько архетипов. Архетипические образы полезны тем, что хорошо угадываются и сами по себе доносят до потребителей какую-то информацию. Например, образ бунтаря привлекателен и понятен для подростков, а искателя — для молодых людей, ищущих место в жизни. Грамотное использование архетипов может быть полезным в продвижении компании в СМИ и интернете.
Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?
Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:
Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?
Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере: