Зачем телеграм бот магазину?
7.5 причин сделать бота интернет-магазину, мои аргументы если бы я продавал бота своей бывшей... компании
Я разработчик, несколько лет занимался интернет-магазином в компании, которая продает бытовую технику. А сейчас я делаю сервис для аналитики телеграм ботов graspil.com
Аргументы которые я привел в статье основаны на моем личном опыте в конкретном магазине.
1. Уведомления
Начнем с простого и очевидного
Хотите вы того или нет, но компании отправляют тонны отборного спама в виде SMS на миллионы рублей. Даже спам в мессенджерах стоит значительных денег. В боте стоимость рассылки стремится к нулю, но я бы не стал засыпать спамом юзеров в боте. Потому что пользователь блокирует бота в 2 клика и вернуть его уже будет не так просто.
Однако транзакционные уведомления прекрасно подойдут для бота:
- Различные подтверждающие коды
- Восстановления пароля
- Уведомления о статусах заказов
И еще много всего. Но, нужно правильно подойти к вопросу и сделать простую логику. Пользователь есть в боте? Отправляем в бот. Нет? Шлем смс и т.п. Таким образом можно сэкономить n-ную сумму денег
Еще одно преимущество уведомлений в боте перед теми же смс — это возможность симпатично оформить сообщение и добавить дополнительной логики. К сообщению можно добавить кнопки, которые сразу будут вести к действию (оформлению заказа и т.д.)
2. Обратная связь
Тут все просто
К вопросу обратной связи можно подойти по-разному. Например, добавить отдельные сервисы для проверки статуса заказа и т.д. А если пользователь просто написал в чат, то попал в отдел поддержки. Или это может быть тикетная система… тут любой каприз за ваши деньги.
А еще можно подключить какой-нибудь chatGPT и всем рассказывать что у нас AI стартап 😎
3. Магазин
Будем продавать
Дешево и сердито можно зашить в webapp хорошо адаптированную мобильную версию сайта. Дорого и богато можно разработать отдельную версию для телеграм. Пользователь запускает бота и теперь в приложении, которым он пользуются несколько раз в день, есть наш магазин.
Делайте webapp, каталог через сообщения выглядит убого и неудобно.
4. Брошенные корзины и кросс продажи.
Новый уровень
Вы наверняка видели много кейсов о брошенных корзинах, все они работают на емейлах. Готов поставить на то, что брошенные корзины в боте будут работать лучше, хотя бы потому что часто емейлы доживают свою долгую жизнь в папке “Непрочитанное”.
В боте вы можете показать в сообщении товар, и кнопку по которой товар будет сразу приобретаться и даже оплачиваться не отходя от бота.
С кросс-продажами та же история. Заказал клиент телефон, а мы ему с уведомлением о доставке предлагаем чехольчик со скидкой, одно нажатие и он уже в заказе.
5. Оплата рассрочки/кредита
Какого кредита? Мы же магазин!
Там где я работал, была услуга “приобретение товара в рассрочку от магазина”. Услуга пользовалась популярностью и клиенты ежемесячно оплачивали рассрочку. Все это прекрасно впишется в бот. Вот уведомление, вот кнопка “оплатить”.
Телеграм позволяет подключать платежные шлюзы и оплачивать не выходя из бота (не все шлюзы поддерживаются). А если у вас нет рассрочки вы можете принимать деньги безвозмездно 😄
Оговорочка: новые законы РФ запрещают принимать оплату в телеграм нативным способом, спасают ссылки на оплату. Вне РФ оплата привязанной картой через страйп работает красиво.
6. Отзыв после покупки
Если вы собираете отзывы
Вы получали когда-нибудь емейл с просьбой оставить отзыв товару? Вам придется перейти на сайт, возможно авторизоваться, возможно найти нужный товар….
В боте мы просто просим клиента написать отзыв прямо тут.
7. Опросы
Давайте просто спросим сколько у клиента денег
В боте удобно прислать небольшой опрос. “А довольны ли вы обслуживанием?”, “А когда у вас день рожденья?”, “IOS или Android?”….
Такие сообщения можно сделать ненавязчивыми и легкими. Опросы помогут сегментировать аудиторию нужным образом.
7.5 Справочная информация.
Притянуто за уши
Будет не лишним добавить возможность узнать адрес ближайшего магазина или узнать каковы условия доставки. Мелочь, а приятно.
Заключение
- На мой взгляд, важно, не заспамить пользователя. Если вы все-таки делаете рассылку, то дайте пользователю возможность отписаться от нее, не блокировав бота (да, примерно как в емейлах).
- В телеграме можно отправить сообщение без звукового уведомления - используйте эту возможность.
- Сделайте бесшовную авторизацию для запуска бота, без смс и регистрации. Т.е. я перехожу по ссылке на бота из личного кабинета или емейла, запускаю бота и все, я авторизован под своим аккаунтом. Например, с помощью временных кодов.
P.S.
Выше я писал что занимаюсь аналитикой для чат-ботов. Кстати, если будете делать бота она вам точно пригодиться, вот ссылочка graspil.com
И конечно же, ссылка на мой канал @beekbof, как без нее? Я пишу про то, как я запускаю свой проект и про всякое айтишное.