Неогедонисты, флекситарианцы и экологические активисты: кто формирует потребительские тренды на следующие 10 лет

Кто эти люди? Вы удивитесь: это ВАШИ покупатели из ближайшего будущего. А будущее, как известно, начинается прямо сейчас.

<i>Фото Tim Mossholder / Unsplash</i>
Фото Tim Mossholder / Unsplash

Продаёте пляжные тапки или реактивное топливо – вы бы не сунулись в бурлящие воды рынка без понимания того, кто ваш покупатель и как ему продавать. Однако выстроить рабочую стратегию бизнеса лет на 5 или 10 вперед для вас кажется пустой тратой времени. Уж слишком всё быстро меняется, энтропия зашкаливает, и в поисках определенности волей-неволей прислушиваешься к таро-прогнозам, предсказаниям астрологов и фантазиям нумерологов.

Анастасия Циманович
Третий год занимаюсь контент-маркетингом для компаний из сферы ритейла. Однажды поняла, что анализировать потребности ЦА по состоянию на сегодня – мало. Если предприниматель стремится выстроить стабильный и успешный розничный бизнес, ему важно почувствовать новый тренд и понять, на что люди захотят тратить деньги завтра, через 5 и через 10 лет.

На днях мир отмечал день потребителя. Чем не повод порассуждать о консьюмеризме? Предлагаю вместе подумать: что тригерит людей, которые формируют спрос и определяют будущее мировой торговли.

Надеюсь, владельцам розничного бизнеса статья поможет лучше понимать поведение покупателей, вовремя замечать изменения во вкусах и успешно адаптировать ассортимент под ожидания клиентов.

Аватары покупателей будущего

Представляю вашему вниманию и рассчитываю на искрометные комментарии

Неогедонисты, флекситарианцы и экологические активисты: кто формирует потребительские тренды на следующие 10 лет

1. Неогедонисты

Вы замечали, что всё больше людей предпочитают жить «в моменте», стараются получать максимум удовольствия от того, что имеют здесь и сейчас? Вместо показной роскоши и покупки дорогих безделушек выбирают путешествия, вместо ипотеки – посещение шоу мировых поп-звезд вроде Тейлор Свифт, вместо пенсионных накоплений – банджи-джампинг где-нибудь в Южной Африке. Такой лайфстайл получил название гедонизм с латинской приставкой «нео».

Всплеск «нового» гедонизма начался после пандемии, когда люди переоценили отношение к жизни и свободе передвижения. Осознали, что завтра может не наступить. Сформировалась целая отрасль – экономика впечатлений, которая изучает, как потребители тратят деньги на развлечения, экстремальный (и не только) туризм, гастрономические удовольствия, посещение концертов, художественных выставок и театров.

Желания покупателей трансформируют в том числе и подход к организации розничного бизнеса. Наступает осознание, что люди даже в магазин приходят не просто за товаром. Они хотят приятно и с пользой проводить время: получать новый опыт, радоваться, удивляться, что-то исследовать, общаться с интересными собеседниками. Поэтому ритейл начинает внедрять клиентоориентированный и эмоциональный маркетинг. Работать по-старинке получается все хуже, потому что лояльность потребителей не формируется без эмоциональной подпитки.

<i>Фото Billy Simon / Unsplash </i>
Фото Billy Simon / Unsplash 

2. Экологически осознанные

Ежегодно мы избавляемся от 2,12 миллиарда тонн мусора. По мере того, как мир осознает влияние отходов на окружающую среду, растут объемы переработки. Мусор стремятся превратить в сокровища и дать новую жизнь всему: от пластиковых бутылок до старых подушек и даже отработанной кофейной гущи.

Во что превращается мусор? Это может быть ваша новая пара обуви или тайтсы для бега, купальник от модного бренда или очередные джинсы. Люди становятся более осознанными в отношении окружающей среды, поэтому внимание компаний к проблемам экологии влияет на решение о покупке.

Растет запрос на «медленную моду». Покупатели чаще выбирают практичные и качественные вещи, которые прослужат годами и впоследствии будут переработаны. Отдают предпочтение товарам, которые не только закрывают потребности, но, прежде всего, имеют ценность, не зависящую от кратковременных трендов.

Поэтому покупать будут у брендов, которые заслужили доверие, и бизнесу стоит задуматься о выстраивании долгосрочных, доверительных отношений с клиентами. Отношениях, основанных на продуманно�� идеологии бренда. Потребитель все меньше зависит от общественных стереотипов. Ему становится важно, чем бренд ценен лично для него. Если компании это учтут, будет расти их социальная и духовная ценность.

3. Эмпаты

Пандемия заставила нас не только переосмыслить ценности, но и усилила дефицит принадлежности. Многие ощутили себя одинокими, оторванными от коллектива, друзей и родственников. Кто-то до сих пор не восстановил утраченные социальные связи.

Между тем, бренды упускают возможности закрывать потребность потребителя в принадлежности. Хотя при желании могут создавать точки контакта с близкими по духу людьми тем, кто в этом нуждается.

Например, магазины, продающие спортинвентарь, могут организовывать турпоходы или мастер-классы по фитнесу, собирать команды для участия в марафонах. Экологически ответственные бренды – организовывать сбор отходов или старой одежды для переработки.

Стратегии, направленные на формирование комьюнити единомышленников, помогают расширить пул лояльных покупателей и амбассадоров бренда ��ез существенных затрат на рекламу. Примеры LEGO, Apple и Harley-Davidson могут казаться недосягаемыми, но вы легко вспомните несколько локальных торговых марок, которые любите сами и рекомендуете друзьям, коллегам и родственникам. Да и что далеко ходить? Посмотрите на комьюнити VC.RU или приход местной церкви – постоянные участники и искренние приверженцы всегда рады новым членам и просто заинтересованным.

4. Флекситарианцы

Вегетарианцы, которые не сумели полностью отказаться от мяса, яиц, рыбы и молока, наконец, смирились с природой и перестали истязать себя суровыми ограничениями. Соединив слова flexible (гибкий) и vegetarian, назвали свою систему питания «флекситарианство» и начали формировать новый тренд потребления.

Сегодня из-за низких продаж магазины в Европе убирают с полок веганские продукты. Тренд на растительную пищу не то чтобы умирает, но интерес к нему постепенно снижается. Все меньше людей называют себя вегетарианцами и сильно не ограничиваются в гастрономических удовольствиях. Действительно, сколько той жизни?

Флекситарианцы как потребители отличаются от веганов, и на них ритейл ориентируется по-другому. В сравнении с веганами флекситарианцы чаще садятся на диету, чтобы похудеть, и выбирают еду с низким содержанием калорий. Их больше волнует цена продукта, нежели социальная ответственность бренда и его озабоченность состоянием экологии.

Веганский кусок пирога становится все меньше, и компании, которые стремятся расширить целевую аудиторию, получат бОльшую прибыль, если вовремя обратят внимание на предпочтения менее привередливых флекситарианцев.

<i>Изображение сгенерировано нейросетью. Идея навеяна творчеством Эмилии и Ильи Кабаковых</i> 
Изображение сгенерировано нейросетью. Идея навеяна творчеством Эмилии и Ильи Кабаковых 

Включаем переферийное зрение

Если вы развиваете бизнес и рассчитываете на его успешное будущее, мало понимать поведение потребителей сегодня. Не ленитесь включать периферийное зрение и наблюдать, какие тренды зарождаются в социальной среде и как они могут повлиять на ваш бизнес.

Понимание процессов, из-за которых меняется поведение потребителей, позволяет строить прогнозы на будущее. Каждый сам для себя решит, чему верить: футорологии или астрологии. Но ориентируясь на мировые тенде��ции потребления, магазины, предприятия общепита и компании сферы услуг смогут построить состоятельные стратегии и адаптировать предложение под завтрашние запросы клиентов. А значит, выстоять в конкурентной борьбе.

Если было интересно, подписывайтесь на мой блог. Обещаю рассказывать полезные вещи из мира маркетинга и PR.

Реальные кейсы о преображении безликих объектов торговли и общепита в симпатичные магазины и кафе ищите вот здесь.

7
22 комментария