Селлер-самоучка на Вайлберриз: Как я чудом избежала фейлов, но все равно попала в капкан
В моем прошлом посте, где я подсчитывала чистый доход на ВБ без вранья, прилетел вопрос от постоянного читателя: "Почему вы решили выбрать путь учиться на своих ошибках, а не на чужих?" Интересный вопрос, особенно, учитывая, что я не выбирала этот путь. Отвечаю.
Итак, существует распространенное мнение, что на ВБ необходимо выходить только после прохождения курсов за 100 тысяч рублей от шарящих в этой теме людей.
Однако я принципиально решила обойтись бесплатными источниками, которые есть в свободном доступе, так как не было желания спонсировать инфоцыганам очередную тайландскую виллу.
Вот три основных канала на YouTube, которые я переслушала до дыр:
- Дмитрий Москаленко: про выбор товара, работу с Китаем, таргет
- Лео Шевченко: про дизайн карточки, юнит-экономику, SEO
- Азиз на Маркетплейсах: про настройку внутренней рекламы
Конечно, эта информация довольно поверхностная. Блогеры не предоставляют полезных контактов, например, карго-компаний, и при любой возможности пытаются затянуть вас на платные курсы. Ведь только там вам по-настоящему откроется священное таинство продаж.
Помимо этого я пересмотрела тонны контента от других блогеров, которые попадались под руку, от инфоцыган до простых смертных.
Читала и о том, как селлеры попадают на миллионные штрафы, и про неудачи с неликвидом, и про слив рекламных бюджетов, и даже о том, как карго кидает на деньги.
Поэтому какая-никакая база знаний о маркетплейсах у меня в голове сложилась.
Ошибки, которых удалось избежать
Мой первый выбор товара пал на шторы для ванной премиум-качества. Почему премиум? Так как, "Чем выше цена товара, тем больше навар" - новенький на ВБ, размышления, наши дни.
Я уже просчитала приблизительную юнит-экономику и на бумаге все выглядело довольно красиво (если смотреть в розовых очках). По основным критериям товар подходил:
- товар не хрупкий;
- компактный;
- стоит дороже 300 рублей;
- нет монополии, большую часть рынка делят ИП;
- многие посредственные селлеры делают оборот 100 тысяч рублей;
- не нужны специальные документы.
В итоге, от идеи продажи штор я отказалась, и вот почему:
Юнит-экономика не сходилась
- В Китае шторы стоили довольно дорого - 462 рубля (цена за штуку, с % за выкуп);
- Доставка до Москвы - 400 рублей (одна штора весит 800 г );
- Комиссия ВБ 20%, логистика, хранение, налоги и реклама - еще 400 рублей
Соответственно, мне нужно было продавать шторки хотя бы по 1300 рублей, чтобы выйти в ноль, а некоторые конкуренты продавали такие же шторы за 1200-1300 рублей (видимо нашли общий язык с китайцами).
Я тогда наивно полагала, что у меня с рекламой и за 1500 р. купят...
Сейчас эти рассуждения вызывают улыбку на лице, но тогда мне действительно казалось, что купят в любом случае.
Еще одной наивной идеей было - производить эти шторы самим в Кыргызстане, чтобы сэкономить на себестоимости, но при подсчете выяснилось, что дешевле будет закупать готовые занавески в Китае и возни меньше, так как сама водонепроницаемая ткань стоит немаленькие деньги.
Сомнительное качество
У конкурентов я начиталась много негативных отзывов от покупателей, главной претензией было то, что шторы для ванны протекают. Соответственно, мой товар был бы с не очень высоким рейтингом. Продавать его было бы еще сложнее.
Бешеная конкуренция
Далее, высокая конкуренция в нише по запросу "шторы для ванны" - более 60 тысяч продавцов. Однако, моя ставка была на то, что их будут искать по размеру и цвету. Так конкуренция падала в разы, но и спрос соответсвенно тоже.
К тому же, вследствие отсутствия опыта я даже не придала значения высокой рекламной ставке за 1000 показов на платформе.
Как продавать это?
Рекламировать шторы в социальных сетях было бы довольно тяжело, основную ставку я делала именно на Инстаграм.
Я уже заранее сделала аккаунт для штор, но поняла, что не смогу привлечь массовое внимание подписчиков, так как товар не обладает "вау-эффектом", он достаточно дорогой для спонтанной покупки, а работа с блогерами обошлась бы в кругленькую сумму (я заранее узнала цены на их услуги) - от 4000 рублей + сам товар.
Итоги
Благодаря определенной подготовке я предотвратила ошибку с неправильно выбранным товаром в самый последний момент. Вскрою карты: карго компания "Олинас" просто потеряла мой груз по дороге в Москву. Я решила, что это знак и шторы для старта не лучшая идея.
Но это все равно не спасло меня от фейла. А какой товар я все таки выбрала, но прогадала, читайте здесь.
Подписывайтесь, чтобы не потерять. Будет интересно.