Выжить в рознице: стоит ли сейчас менять профессию
Кризис — время, когда работники торговли вынужденно меняют профессию или ищут дополнительные способы заработать и новые проекты. Но нынешние условия добавляют специфичности положению — некоторые сферы заблокированы, а доступные, как правило связанные с e-commerce, по силам лишь специалистам из смежных индустрий или со схожим опытом работы.
Ситуация усиливается негативным трендом рынка труда: по данным Antal Russia, 12% компаний ещё в феврале прекратили набор сотрудников, а в марте — уже 40% работодателей. Найм новых специалистов взамен уволенных сократился с 47 до 21%.
Стоит ли сейчас размещать резюме на сайте поиска работы, менять сферу или забираться на новую карьерную ступень? Или как говорили участники «Квартета И» в фильме «День радио» — лучше «Чуть-чуть подождать»? Прогнозировать, когда ситуация, в которой мы оказались, закончиться, дело неблагодарное. Ясно одно — рынок сфер, которые главным образом затронул кризис, откатится в объемах назад на месяцы или даже годы, он будет долго восстанавливаться, и эту затяжную осаду не все будут готовы выдержать.
Сегодня мы часто слышим от клиентов из сферы торговли и коллег из отделов продаж, бренд-менеджеров и категорийщиков о желании пойти работать на сторону маркетплейса или к онлайн-ритейлеру. Устроиться не курьером, конечно, а менеджером по сопровождению брендов или аккаунт-директором. Эти компании защищены на годы вперед, особенно с учетом изменений потребительских привычек. Разберём ниже с какими сложностями сталкиваются специалисты, задумавшие уйти из бренда на сторону маркетплейса и полностью посвятить себя диджитал и онлайну.
Предположим, вы работаете в PR-отделе или бренд-менеджером на стороне крупного бренда-производителя. Перспектива начать работать в другой сфере больших опасений не вызывает, выстраивание взаимоотношений с медиа и партнерами — это универсальные навыки. Пробел в знании инструментария продвижения бренда в онлайн-ритейле заполнят курсы. При отсутствии реального опыта эти знания не создают дополнительной ценности для вас как для кандидата на вакансию. Например, в Ozon.ru гораздо проще попасть сотрудникам агентств, которые занимаются медийным продвижением, знают и применяют перфоманс-инструментарий.
Однако ваши навыки и знания сферы традиционной торговли по-прежнему ценны для бренда. Поэтому наиболее безопасный, надежный и последовательный трек — переход в подразделение e-commerce. Тогда вы не меняете сторону бренда, но корректируете род деятельности. Далее, повышаете квалификацию вкупе с сопровождением, сначала небольших, а потом и комплексных диджитал-проектов. И завершающим этапом делаете переход на сторону площадки, имея на руках соответствующие реальные навыки и опыт. Вопрос в том, нужен ли вам будет этот переход, ведь направление D2C внутри компаний также набирает обороты, но это уже другая история.
Аккаунт-директор Ozon Performance Дмитрий Буров на конференции IDRF’20 выделил 4 ключевых навыка специалиста по онлайн-ритейлу:
- Понимание принципов работы performance-инструментов;
- Опыт работы key account manager при управлении продажами площадке;
- Готовность к тестам и экспериментам;
- Готовность координировать работу бренд и трейд-команды.
Руководитель торговой платформы российского подразделения AliExpress Герман Ваймер, добавляет к этому умение учиться и переучиваться, действовать быстро, находить и структурировать информацию, понимание базовых технологий работы маркетплейсов, а также использовать данные и делать из них полезные выводы.
Согласно исследованию HeadHunter, в России в период COVID-19 число вакансий в сфере онлайн-ритейл менеджмента выросло почти в 2,3 раза (+127%).
В ответ на это маркетплейсы создали образовательные программы для брендов и мерчантов, поскольку заинтересованы в их развитии и онбординге:
- Ozon совсем недавно запустил E-commerce Online School. В лекционном формате на видео продавцы делятся опытом, а представители площадки рассказывают о ее возможностях;
- AliExpress проводит вебинары и обновляет базу знаний для селлеров, продолжает развивать свой блог;
- Мы также, являясь компанией, создающей технологические продукты для онлайн-ритейла, которые позволяют лучше продавать на площадках, с 12 мая запустили школу для онлайн-ритейл менеджеров Online Retail Management school — комплексный курс, который помимо работы на площадках охватывает все сферы новой профессии онлайн-ритейл менеджмента: от создания и дистрибуции контента, до фулфилмента и аналитики.
Когда идеальный шторм стихнет, индустрия не досчитается многих компаний, бизнесов, профессий. Однако на их место придут новые. Было бы кощунством повторять набившую сегодня оскомину фразу, что кризис — это время возможностей. Однако кризис — это точно не то время, когда нужно сидеть сложа руки. Важно быстро признать реальность, скорректировать курс и действовать смело, искать новые варианты, требовать от себя максимум.
Что можно сделать уже завтра:
- Сделать исследование на hh — какие требования предъявляются к кандидатам желаемой должности или специальности, и как можно эти знания и навыки получить;
- Ответить на вопрос — есть ли внутри компании подразделения или проекты, связанные с e-commerce и онлайн-ритейлом, какие проекты начального уровня можно начать сопровождать;
- Определить шаги по переходу в это подразделение и обсудить это с руководителем или эйчаром.