Хранение товаров на складе в 2024 году
Мы храним 2 млн деталей для сельхозтехники и всегда находим нужную. Если деталь хранить неправильно — она заржавеет или потеряется. А клиент ждать не может — у него простои на карьере и в поле. В статье рассказываем, как мы храним 2 млн деталей на складе и всегда быстро находим нужную.
Детали портятся, если их не консервировать
У нас на складе 2 млн деталей для импортных грузовиков и сельхозтехники. Детали возим из Китая, Европы и Азии. Логистика дорогая. На доставку деталей за 1000 € перевозка может обойтись в 12 000 €. Поэтому за деталями на складе нужен определённый уход.
Запчасти на складе требуют обработку маслом, постоянную температуру и влажность. Иначе ржавеют или трескаются. Тогда только выкидывать.
Если нарушить условия хранения, деталь испортится и не доедет до заказчика.
Делим склад на зоны
Когда у тебя большой склад и много деталей, помогает внешний порядок и автоматизация. Чтобы достичь внешнего порядка, склад разделили:
зона приема — принимаем и маркируем товар;
зона отгрузки — упаковываем и отгружаем товар клиенту;
зона хранения — храним, пока не продадим или не выкинем.
Храним мелкие и большие детали для тракторов, комбайнов и грузовиков. Поэтому зоны разделили еще на подзоны:
- подзона ярусов и поддонов для крупных деталей: шины, аккумуляторы, двигатели. Тут работает спецтехника
- подзона с мелким штучным товаром. Собирают заказ руками.
Подзоны тоже разделили. Есть детали, которые покупают каждый день — подшипники, а есть те, которые лежат месяцами — масляные фильтры. Поэтому товары разместили по методу АВС-анализа.
АВС-анализ — это способ размещения товара на складе. Товары делим на 3 категории:
категория А: дорогие и популярные детали — храним ближе к зоне отгрузке;
категория В: дешевые и менее популярные детали — храним на дальних стеллажах;
категория С: что покупают реже всего, пора выкинуть — храним в самом конце.
Взрывоопасные детали храним отдельно на полу.
Работники не запоминают, где лежит подходящий клапан или поршень. А отгрузить деталь надо быстро: у клиента простаивает техника в поле. Для этого используем автоматизацию.
Оптимизация складских процессов
Для автоматизации используем: адресное хранение, терминал сбора данных и программное обеспечение для автоматизации.
Присваиваем адрес местам на складе
Склад поделили на ячейки — место под товар. Каждому месту присвоили адрес из букв, цифр и штрихкода. В адресе зашифрована информация:
— зона хранения
— ряд
— ярус
— ячейка.
Адресное хранение бывает двух видов:
Динамическое: группа товара не закреплена к одному месту, размещается в свободных ячейках.
Статическое: группа товара постоянно хранится в определенной зоне склада.
У нас статическое адресное хранение — так проще, потому что имеем одинаковый ассортимент.
Когда принимаем товар, сканируем каждую деталь. Программа по автоматизации присваивает детали адрес. Кладовщику остается ее только отнести в нужное место.
Для внедрения ячеистого хранения и управления адресным складом используем ТСД и приложение Клеверенса Склад 15 для автоматизации.
Раздаём терминалы сбора данных с приложением Склад 15
Терминал сбора данных (ТСД) — это мобильный компьютер для считывания штрихкода с этикетки. С помощью ТСД находим, собираем и принимаем товары.
Раньше на одну отгрузку у кладовщика уходило минут 5 — искали данные о покупателе в 1С и Excel, заносили в ТСД.
Сейчас подключили приложение для автоматизации Клеверенс. Тратим на одну отгрузку минуту — сканируем штрихкод, а информация из 1С заносится в ТСД автоматически.
Как только товар оказывается на ячейках, менеджеры по продажам видят в системе наличие товара и начинают предлагать клиентам. Отгружаем быстро — потому что детали легко найти, не теряются.
Делаем инвентаризацию между приемкой и отгрузкой товара постоянно. Клеверенс дает задание, какие ярусы и полки надо посчитать. А еще, какие детали пора обработать, чтобы не заржавели. К концу года склад полностью пересчитан и обработан.
Что получили, когда внедрили ТСД с Клеверенсом:
товары просто принять и отгрузить, поэтому доставка не задерживается;
запчасти не теряются из-за испорченных штрихкодов. Раньше до 500 кг в год уходило в металлолом;
работники не ошибаются, когда размещают или ищут товар;
быстрый сбор срочных заказов — 4 кладовщика отправляют несколько десятков срочных заказов в день;
понятно, какую деталь надо обработать, чтобы не заржавела.
Вывод:
Ухаживайте за деталями. Состояние детали зависит от условий хранения. Сохранить деталь - спасти бизнес от убытков.
Организуйте склад. Популярные товары размещайте ближе к зоне отгрузки, чтобы кладовщик быстро собирал заказы. Для этого изучите спрос, распределите товары по категориям.
Внимательно распределяйте товар на складе. Разбейте склад на зоны хранения и ячейки. Дайте номер каждой ячейке. Один адрес — одно место хранения. Адрес показывает, где лежит товар.
Автоматизируйте процессы. Наклейте этикетки на товары, раздайте кладовщикам терминалы сбора данных и внедрите приложение. Ошибок станет меньше, заказы будут собирать быстрее.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога Клеверенс на основе интервью с Алексеем Воротягиным, руководителем отдела внедрения компании «ИТАЛТРАК»
Я помню склад системного интегратора 20-летней давности. Все молились, чтобы кладовщик не уволился. Он единственный знал где что лежит)
Думаю, у многих до сих пор примерно также;-)
самый важный человек на районе)
ваша хвалёная автоматизация — просто дорогая игрушка. Нормальный кладовщик и без всяких терминалов знает, где что лежит. Да и штрихкоды эти постоянно стираются или отклеиваются.
Знаете кладовщиков, которые могут из 2 млн. деталей сразу найти нужное?
у любого нормального кладовщика есть тоже свои лимиты возможностей запоминания, да и что будет если кладовщик уволится?) Другой придет и ему понадобиться много времени пока он узнает и запомнит где что
Просто дорогая игрушка в которую вкладываются все крупные дистрибьюторы запасных частей. Так ради прикола.