5 трендов в управлении доставкой в 2024 году, о которых точно стоит знать интернет-магазинам
Доставка до точки выдачи, будь то домашний адрес клиента, офис или магазин — самый дорогой логистический этап у ритейлеров. Стоимость «последней мили» составляет 41% от всего процесса доставки, в то время как хранение, сортировка и упаковка вместе — 49%. Расскажем о 5 трендах «последней мили» в середине 2024 года, которые помогут выделиться среди конкурентов, сократить издержки и увеличить прибыль.
Эксперты считают, что в будущем доставка «последней мили» будет сосредоточена преимущественно на пользовательском опыте, снижении затрат и повышении эффективности за счёт цифровизации. «Интеллектуализация» доставки — новая стратегия и точка роста бизнеса для всех игроков рынка ритейла.
Мультимодальные перевозки (Hybrid Fleet Model)
Мультимодальный или гибридный формат доставки помогает компаниям сокращать издержки и использовать оптимальный вид транспорта для конкретного заказа. Говоря о внутригородской логистике, это одновременное использование крупногабаритных и легковых автомобилей, велосипеды, электроскутеров, электрокаров (спрос на которые в 2023-2024 году резко вырос) и даже роботов (вспомним опыт Яндекса).
А еще кроме собственного автопарка популярно привлекать наемный транспорт. Это полезно в высокий сезон, когда временно требуются дополнительные ресурсы.
Такой подход расширяет возможности доставки интернет-магазина и делает её мобильной, устойчивой к изменениям и сокращает вероятность ошибок или сбоев. Например, использование электромобилей сокращает расходы компании на ГСМ, а скутеры и велосипеды подходят для доставки в густонаселенных районах. Они не попадут в пробки и им не нужно тратить время и деньги компании на поиск и оплату парковки.
Но, конечно, внедрение гибридного формата доставки — это серьезная задача для отдела логистики, которая требует хорошо налаженной системы управления автопарком, даже в случае работы с наемным транспортом.
Ускорение «последней мили»
Покупатели ожидают получения своих заказов через три дня, а многиерассчитывают на доставку «день-в-день». По данным Ильи Бурмистрова, преподавателя школы электронной коммерции Iwengo, более 25% онлайн-покупателей в России отказываются от покупки из-за длительных сроков, а 37% — из-за высокой цены.
Многие компании продолжают сокращать сроки ожидания за счёт оптимизации логистических процессов (Автоматическая маршрутизация, контроль работы курьера, прозрачность системы доставки, исключение рутинных операций — кстати, это можно внедрить с нашим сервисом). В 2023 году среднее время ожидания доставки составило чуть больше двух дней — исследование. Уже к середине 2024 года многие компании ставят своей целью доставку в течение 24-36 часов.
Однако нужно помнить о том, что это усреднённые цифры в разрезе всего мира. В России ситуация обстоит ещё сложнее, так как лидеры рынка предлагают доставку за несколько часа и покупатели ждут той же мобильности от менее крупных компаний.
Автоматизированная маршрутизация с помощью AI
AI в управлении логистикой — новая реальность многих ведущих компаний. Сервисы автоматизации доставки сокращают расходы на логистику в среднем на 10-13% и снижают стоимость «последней мили».
AI анализирует огромные объёмы данных в реальном времени: ситуацию на дорогах, погоду, загрузку складов, транспорта и другие. В итоге системы строят оптимальные маршруты для водителей на день, сокращая время доставки, затраты на топливо, оплату курьерам. А еще это минимизирует рутинные задачи, высвобождает около 40% времени для более сложных задач и тогда текущий штат сможет обрабатывать больше заявок при активном росте. Такие системы могут адаптироваться к изменяющимся условиям на ходу — например, перенаправлять курьеров при возникновении пробок или непредвиденных задержек.
Кстати, мы написали для вас подробный гайд по всем популярным способам автоматизации логистики. Забирайте его по кнопке ниже:
Увеличение востребованности ПВЗ
Сотрудничество с пунктами выдачи заказов становятся всё более распространенным среди ритейлеров — это удобно для клиентов и для компаний. ПВЗ часто находятся рядом с домом покупателя, а магазину не нужно планировать доставку к конкретному времени.
Для компаний партнёрские ПВЗ — это снижение расходов на курьерскую доставку, более гибкое управление сроками и снижение нагрузки на центральные склады за счёт распределения заказов по ПВЗ.
В 2024 году полезно предлагать клиентам несколько вариантов доставки: курьерская доставка до двери, самовывоз из ПВЗ, получение заказа через постматы.
Кибербезопасность
По данным Positive Technologies, в 2023 году сфера логистики вошла в десятку отраслей, наиболее подверженных хакерским атакам. Злоумышленники используют фишинг, malware и DDoS-атаки, чтобы получить доступ к конфиденциальной информации или вывести из строя критически важные элементы IT-системы.
Логистический софт должен быть максимально защищённым от угроз взлома и утечек данных: уязвимость системы приведет к серьёзным финансовым потерям или удару по репутации из-за утечки персональных данных клиентов. В 2024 с этой проблемой уже столкнулись СДЭК. О уязвимости некоторых систем автоматизации к хакерским атакам мы писали в нашей статье со сравнением облачных сервисов и решений на базе 1С.
Подытожим:
- Мультимодальный формат доставки закрывает потребности клиентов «здесь и сейчас» с помощью нескольких способов доставки.
- Ускорение процессов помогает удовлетворять требования клиентов и снижает количество отказов от покупки.
- Внедрение ИИ для автоматизации логистики сокращает финансовые издержки и «разгрузить» логистов.
- Развитие сети ПВЗ увеличивает удобство для покупателей.
- Усиленная киберзащита увеличивает безопасность всей системы и сокрает риск репутационных потерь.
Ну а МАППА поможет организовать качественный сервис при доставке — вне зависимости от количества заявок и потребностей клиентов!
Узнайте, как наша система автоматизации логистики для 1С и МойСклад может улучшить ваш бизнес и повысить эффективность логистики. Получите бесплатный демодоступ на 14 дней уже сегодня
#логистика #торговля #ecom #ecommerce #цифровизация #цифровизациябизнеса #автоматизация #доставка #интернет_магазины #интернет_торговля #интернетмагазин #курьеры #ритейл #ритейлбудущего #управлениебизнесом #управлениерепутацией #тренды2024 #трендыбизнеса #службадоставки
Текст написан с участием внештатного копирайтера