Магазин на коленке

Наш с мужем эксперимент. Разработка интернет-магазина на базе Google-таблиц. Откуда взялась такая идея и что из этого в итоге вышло.

Магазин на коленке

Потыкать веб-форму можно тут.

Тестовую таблицу можно увидеть тут.

Собрались мы тут на самоизоляции с мужем-программистом и стали думать, чем мне заниматься, куда податься и что бы такого полезного для людей делать, пока туризм прозябает и границы закрыты (к слову, на тот момент я работала турагентом в своем агентстве).

Отталкивались от того, что знаю и умею я, и что актуально в текущей рыночной ситуации — платежеспособность населения снизилась; люди, потерявшие работу, вынуждены искать варианты заработка, в том числе варианты работы на самих себя; в условиях самоизоляции люди стали чаще совершать покупки через интернет и т.д., и т.п.

Так возникла идея попробовать в качестве эксперимента разработать максимально простой и недорогой интернет-магазин.

Мы постарались представить клиентов, которым могут быть интересны подобные системы. Больше всего заинтересовали нас продавцы из разряда C2C (проще говоря — люди, продающие что-то другим людям), и вот почему:

Именно они чаще работают «на коленке», меньше используют сложные и платные сервисы для автоматизации своих бизнес-процессов, меньше готовы платить за «упрощение своего труда» (есть и продвинутые, конечно, но их значительно меньше). Кроме того, последние исследования показывают, что рынок C2C растёт, а в условиях пандемии продолжит расти и дальше.

В итоге этим людям-продавцам (к которым, к слову, почти каждого из нас время от времени можно отнести) мы и решили предлагать (в том числе протестировать) наш проект. Но что же это за проект?

Назовём его упрощенным прототипом интернет-магазина с некоторой полезной «внутрянкой». Основой его стали электронные таблицы. Ввиду того, что универсальным средством автоматизации во все времена были и остаются (в России точно) Excel-таблицы, а большинство пользователей ПК так или иначе знакомы с Excel, и при работе с ним у пользователей не возникает ступора или необходимости в серьезном обучении, проект разработан нами на базе Google-таблиц, которые схожи с таблицами Excel, но имеют ряд преимуществ. Google-таблицы бесплатны, имеют более расширенный функционал, их не нужно сохранять на компьютере, они не привязаны к конкретному рабочему месту или устройству, с ними могут работать одновременно несколько пользователей, а вся информация и все файлы хранятся на вашем аккаунте в облаке, и могут быть открыты в любой момент, в любом месте и с любого устройства (при наличии интернета, конечно). Добавьте сюда еще немного магии программирования для разработки небольшого web-приложения, которое Google позволяет создавать тут же с привязкой к таблицам, и получите наш проект с кодовым названием «Магазин на коленке».

Проект позволяет в более удобной форме предложить клиенту выбор товаров к покупке, автоматизировано принять и завести в базу заказы клиентов, а также обработать их и отразить статусы заказа в текущий момент (это если коротко).

Фактически же «Магазин на коленке» представляет из себя веб-форму со списком товарных групп (категорий товаров) и кнопкой Корзина, на которой тут же отражено, сколько товаров уже добавлено в Корзину и на какую общую сумму.

<i>1. Так выглядит форма заказа на примере небольшой кондитерской.</i>
1. Так выглядит форма заказа на примере небольшой кондитерской.

Клиент (имея короткую ссылку или QR-код) заходит на эту форму (читай, в интернет-магазин), просматривает карточки товаров с ценой, описанием и фото, выбирает нужные ему товары (добавляет в Корзину), вводит свои данные и отправляет заказ.

<i>2. Раскрывающийся список с товарами.</i>
2. Раскрывающийся список с товарами.
<i>3. Всплывающее окно после нажатия на кнопку "Корзина"</i>
3. Всплывающее окно после нажатия на кнопку "Корзина"
<i>4. Раскрывающаяся форма для заполнения данных клиентом.</i>
4. Раскрывающаяся форма для заполнения данных клиентом.
<i>5. Сообщение, всплывающее после нажатия на кнопку "Оформить заказ" (может быть любым).</i>
5. Сообщение, всплывающее после нажатия на кнопку "Оформить заказ" (может быть любым).

Все это достаточно удобно делается в том числе с телефона или планшета.

Продавец же получает доступ к нескольким взаимосвязанным таблицам (нескольким листам в одной таблице), в которых отражаются заказы покупателей и их состав, а также все данные покупателя (в том числе телефон, адрес фактический и электронный).

<i>6. Таблица с реестром заказов, которая формируется в реальном времени у Продавца.</i>
6. Таблица с реестром заказов, которая формируется в реальном времени у Продавца.
<i>7. Таблица заказов с разбивкой по товарам.</i>
7. Таблица заказов с разбивкой по товарам.

Параллельно с учетом заказов создаётся база клиентов со всеми их данными (и в случае, если клиент покупает повторно — ему необходимо будет ввести только номер телефона — остальные данные подтянутся автоматически из базы).

<i>8. База клиентов. Заполняется автоматически при оформлении клиентом заказа.</i>
8. База клиентов. Заполняется автоматически при оформлении клиентом заказа.

С помощью двух других таблиц продавец может управлять наполнением интернет-магазина (менять/добавлять/удалять товары и товарные группы, менять/добавлять картинки товаров, описание и цены).

<i>9. Таблица со списком категорий товаров.</i>
9. Таблица со списком категорий товаров.
<i>10. Таблица со списком товаров с привязкой к категориям.</i>
10. Таблица со списком товаров с привязкой к категориям.

Есть таблица, которая ни на что не влияет, но в ней хранятся постоянные данные, в том числе такие как полная ссылка на интернет-магазин (веб-форму), короткая ссылка на него и QR-код.

<i>11. Таблица "Константы".</i>
11. Таблица "Константы".

Внутри таблиц с заказами и клиентами есть ещё несколько полезных возможностей, если интересно — чуть позже подготовлю подробное видео-описание проекта.

А сейчас интересно ваше мнение — как думаете — нужная штука? Или проще забацать сайт на тильде и работать «по полной», а не «на коленке»? Буду благодарна за любую обратную связь.

P.S. На текущий момент есть клиент, который успешно использует наш проект в своем небольшом бизнесе, но пока непонятно, стоит ли нам его продвигать всерьез.

8383
119 комментариев

Оставлю комментарий в роли мужа-программиста :-) До сих пор Эксель для огромного количества людей это самое понятное средство для автоматизации, а особенно когда можно писать свои формулы, строить любые графики :-) Когда людям показываешь google таблицу с доступом по ссылке из браузера они говорят - а что так можно что ли было. Просто скопируй к себе файл и твой интернет магазин готов. Для меня был интерес изучить возможности разработки под Google Docs - как заключение сделано все очень не плохо и использовать таблицы в качестве backend реально.

23
Ответить

Excel на самом деле вообще пушка, многие недооценивают этот инструмент.
По поводу статьи - ахуенно.

18
Ответить

Посмотрите пожалуйста личные сообщения )

Ответить

Круто, молодцы!

А можно сделать такой магазин за полчаса с помощью SpreadSimple: https://spreadsimple.com

По функциям:
- карточки товаров с фото, описанием, характеристиками, ценой и тд
- бесплатный поддомен или подключение своего домена
- поиск
- фильтрация
- сортировка
- корзина
- форма заказа
- вебхуки для дальнейшей автоматизации (например, можно сразу отправлять заказы в CRM, слать уведомления, интегрироваться с любыми другими сервисами)
- мобильная версия
- простые контентные блоки, темы и тд
- SEO-функции
- SSL
- можно подключить аналитику, чаты, и тд
- данные после обновления в гугл таблицах моментально отображаются на сайте

Магазин получается простой, но шустрый и с высокой конверсией — потому что минимум шагов до заказа.

11
Ответить

Выглядит очень круто!

2
Ответить

Супер! Спасибо за развёрнутый коммент и полезную ссылку👍

1
Ответить

спасибо за "наводку". А у Вас есть пример работающего магазина на этом "движке" ?

Ответить