Идеальный маркетплейс
«Попадает вендор в ад. К нему сразу слетаются сотни представителей маркетплейсов, говорят «натерпелся ты от нас там, ещё сюда к нам же и попал, да ты же мученик!» и все как один начинают ��редлагать такие условия, о которых если и можно было мечтать, то только после 2036-го года (все мы надеемся, что тогда может стать лучше, да?). Тут и нулевые комиссии с продаж, и складских сборов нет, и штрафы не предусмотрены, и товар твой уникальный никто не станет копировать, и на первых строчках он висит бесконечно.
Послушал их вендор и говорит:
— А в чём подвох? Я же вроде в ад попал?…»
Я и сам пока не знаю, в чём подвох:) Помогите добить ситуацию, она обязана быть смешной и поучительной.
В целом понятно, что подвох есть, и идеального для всех маркетплейса никогда не будет даже где-то там — среди звёздной пыли. Для покупателя уже сейчас — почти рай. Для продавца — идеальный маркетплейс — вот всё то же самое, что у маркетплейса, только своё-родное.
То есть — хочешь сделать что-то хорошее — сделай сам. Создай свой бренд, продвинь его в топы, создай фулфилмент-центры, обрасти партнёрами, размести их товары и получай с них комиссию, защити покупателей, переложи всю ответственность на партнёров, разделяй, властвуй, отруби голову главному дракону и сам стань драконом. Замкнутый круг:)
Стоит ли идти на маркетплейс и какую его модель выбрать — мы с коллегами уже задавались этими простыми вопросами здесь. Если кратко — конечно, стоит, но об интернет-магазине не забывать. И фулфилмент — самая распространённая модель.
Вопрос посложнее — если подумать, какие из проблем вокруг маркетплейсов возможно решить, а какие никак?
Что не нравится покупателям?
- Качество, сроки и стоимость доставки
- Несоответствие товара или даже его отсутствие
- Высокие цены — в их понимании это обычно жадные продавцы
Что не любят маркетплейсы?
- Обман покупателей
- Постоянные жалобы продавцов на их ущемление
- Жадных вендоров, которые против копипаста их товаров
От чего негодуют продавцы?
- От потребителей-террористов
- От работников доставки, склада или своих собственных, которые воруют товар из упаковки
- От конкурентов, которые пакостят, пользуясь дырами в системах управления маркетплейсов
- От непроработанности процесса работы с заказами
- От большой доли возвратов
- От драконовских комиссий
- От безысходности, что приходится играть по правилам гегемонов, потому как все клиенты — там.
Какая получается дилемма — каждую проблему по отдельности решить можно. А вот если всю совокупность взять, сразу мешает выгода того или иного участника. А если выгоду убрать, то это невозможно. Потому что даже наша совесть учитывает, в первую очередь, выгоду (нашу или их), а потом остальное. Поэтому сглаживать и не замечать можно, а вот решить… Решить, конечно, можно через компромиссную выгоду (игру в теорию игр помните?), но этим редко пользуются.
И напоследок:
«Попадает владелец маркетплейса в рай…» Тут продавцам уже должно быть смешно.