Налево пойдешь — на рекламе попадешь. Направо пойдешь — на маркетплейсе про... теряешь. Куда податься e-com селлеру?
Кто управляет информацией, тот правит миром. Миром e-commerce правит тот, кто управляет потребительским трафиком в Интернете.
Сегодня это два типа акторов — медиамонополии Гугл–ФБ (правосл. “Яндекс-ВК”) и маркетплейсы — Амазон, Алибаба (ВБ, Озон, и семеро гномов).
Все они — монополии, либо дуополии. Типаж «Селлер» в списке бенефициаров вовсе не значится.
2. Соответственно, логика макроэкономических процессов, известная с XIX века, категорически вангует: всю (теоретически доступную) прибыль e-commerce сегмента соберут медиамонополии и маркетплейсы.
Селлерам – в общем случае – не достанется НИЧЕГО.
Так порешил рыночек, инвариантно к названиям стран и ФИО акторов.
Деньги за трафик вы отдадите либо тому, либо другому.
Причем если поисковик из этой выручки делает колоссальные прибыли для акционеров (и для последующего продувания этих денег в куче бессмысленных прожектов), то маркетплейсы FBO сливают деньги селлеров в финансовую дыру космических же масштабов, каковой их бизнес-модель фундаментально и является.
Но это тема для отдельного текста.
3. Размер мзды (неограниченных) монополистов макроэкономика тоже предсказывает: около ожидаемой чистой прибыли селлера, и чуть больше.
Сравним с классикой оффлайн-ритейла.
Где и стоимость трафика, и ваше эксклюзивное право на конкретное место, через которое оный трафик протекает, зафиксированы в арендном договоре.
В развитых странах — на годы, иногда десятилетия вперед. И оффлайн селлер имеет возможность строить длинные стратегии.
В е-коммерсе же массам селлеров гарантировано беличье колесо. Ну и то, что колесо надо крутить все быстрее.
Вырабатываемое же массами белок электричество целиком поступает владельцам аттракциона.
4. Таким образом, в стратегической перспективе бизнес типического e-com селлера, как минимум, бесприбылен.
А типический же его жизненный цикл завершается разорением через небольшое количество лет.
5. Разумеется, есть исключения (выше говорилось о статистическом среднем).
Исключения двух типов:
(а) на маркетплейсах – некий особенно маржинальный нишевой товар, с валовой наценкой грубо 10х
(б) селлеры с собственным лояльным трафиком, за который не нужно платить
Исключения класса (а) суть сугубо локальные, недолго живущие флуктуации (как бы ни хотелось таким селлерам-счастливчикам верить, что это навсегда).
А вот кейс (б) – рентабельный и устойчивый формат бизнеса, наиболее желаемый каждым разумным селлером.
6. Но — как к нему прийти?
Селлеров (б) в e-commerce немало (по количеству, не по процентам).
Однако большинство из них — сильные бренды, ставшие таковыми ДО закрепления господства интернет-монополий (“я могу объяснить любой свой миллион, кроме первого).
А сегодня?
Пойдет новорожденный селлер (= с нулевым трафиком) в Яндекс, или на ВБ — ожидаемый исход предсказан выше.
Исключения всегда будут — штучные.
Но шанс МЕНЬШЕ, чем в казино на “зеро” — там-то железобетонные 3%.
7. Разумеется, коллективы джентльменов инфоудачи, отрабатывающих селлерскую ЦА, предложат методики гарантированно успешной выварки золотой каши – из сколь угодно ржавого топора.
В стратегической перспективе исход инвариантен.
Любое сильное колдунство сведется, опять-таки, к платежам в пользу хозяев либо первого колеса, либо второго. Но сверху еще добавится жирная комиссия за услуги сертифицированных тарологов.
Локально эти активности могут давать всплески продаж, но в итоге вода из бассейна вытечет быстрее.
8. “Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – голову сложишь…”
Суммируем тезисы:
8.1 бизнес-модель успешного в стратегической перспективе e-commerce бизнеса — предполагает как минимум контроль над уже имеющимся потребительским трафиком, в идеале — механизм независимого от интернет-монополий его наращивания
8.2 в сегодняшнем e-commerce, с его технологиями продвижения, такая бизнес-модель для (масс) новых селлеров — недостижима.
9. А что же тогда делать?
Если ни налево, ни направо, а на месте стоять — под лежачий камень, как известно, продажи сами не натекут.
Как вы помните, в сказке был и третий путь.
Об этом – в следующих сериях.