Бизнес это боль! Как я чуть не потерял свой IT-бизнес по оцифровке Wildberries и Ozon
Когда на старте бизнес резко идёт в гору, это очень окрыляет. Удача щедра на такие кредиты. Но дальше обычно начинается самое сложное — удержаться на вершине. Я даже представить не мог, что ждёт меня в следующие полтора года. Как прошел путь от желания бросить всё до второй жизни нашего сервиса MPfact.ru, рассказываю в сегодняшней статье.
Всем привет! Меня зовут Николай Смерницкий. Я предприниматель с более чем 10-летним стажем. Продаю на WB и Ozon в трёх разных нишах с ежемесячным оборотом более 30 млн рублей. Магазин обоев, с которого я начинал свой бизнес в онлайн, сейчас один из топов на WB. Знаю все тонкости работы и глубоко погружен в финансы, аналитику, оцифровку маркетплейсов и готов делиться опытом. Регулярно выступаю на мероприятиях от Сбера, SkillBox, Мой Бизнес (МинФин), а так же на профильных конференциях и форумах.
В 2023 году основал MPfact.ru, уникальный сервис по оцифровке магазинов селлеров Wildberries и Ozon, позволяющий продавцам принимать решения на основании твердых цифр, а не интуиции и ожиданий. Начиналось всё очень оптимистично. Об этом я написал в прошлой статье Бизнес «по залёту» или как любовь к таблицам привела к созданию прибыльного бизнеса
Напомню из предыдущей статьи, что сервис я делал для себя и он не был рассчитан на разные нюансы, например, когда у одного товара более 100 баркодов (обычная история в ювелирке) или какие-то узкоспецифичные операции в финансовых отчётах, которые не учитывались, и в итоге многие отчёты не сходились.
Когда посыпались ошибки, мне пришлось работать 24/7. Был бы в сутках ещё час, прихватил бы и его. По своей натуре я очень конкретный и чёткий человек: сказал — сделал. Поэтому мне было стыдно за то, что сервис в том, первоначальном виде, не работал как надо.
Команда
Моя команде изначально состояла из двух человек: меня и ассистента Анастасии, которая сотрудничает со мной уже много лет. Но когда я провел эфир в своем блоге и всего за один день к нам пришло на оцифровку в MPfact.ru более 40 клиентов, я понял, что мне срочно нужна команда. Самостоятельно своими руками внедрять сервис каждому клиенту я был не готов (я всё-таки предприниматель). В первую очередь взял в команду программиста и специалиста по гугл-таблицам (я его называл гугл-таблицолог).
Трудности начались с самого начала. Баги сыпались, как крупа из дырявого мешка. У кого-то что-то не скачивалось, или скачивалось криво, у кого-то не сходились отчёты. Плюс у каждого бизнеса свои заморочки, которые наш сервис не учитывал и надо было оперативно все эти недоработки и ошибки исправлять. Каждое утро начиналось с того, что мы решали новые и новые проблемы, постоянно что-то дописывали, добавляли, настраивали и перенастраивали.
Это был какой-то замкнутый круг. Для более корректной работы сервиса мне нужно было расширять команду, но выручки от привлеченных клиентов для этого просто не хватало. Про прибыль я тогда и не думал. Выплыть бы. Привлекать же новых клиентов было страшно и стрёмно, потому что потом «не будет второго шанса произвести первое впечатление»(с). Мне и так было психологически очень некомфортно. Я чувствовал, что подвожу людей, которые в своей работе опираются на наши данные.
Выгорание
Даже при таком количестве недочётов клиенты говорили, что сервис крутой и он им очень помогает. Какой ценой нам удавалось поддерживать его жизнеспособность невозможно представить. Я по натуре перфекционист и в таком виде продукт меня, конечно, не устраивал. В моём понимании если люди за что-то платят, то это должно работать безотказно.
Пять месяцев я прожил в режиме постоянного стресса. Не выгореть было просто нереально. Из-за того, что сервис не мог существовать без моего личного пристального внимания, летом прошлого года я решил, что надо закрывать бизнес. Нет смысла прилагать столько усилий без видимого результата. Я просто не понимал, что ещё можно сделать, чтобы всё наконец работало.
Привлечение инвестиций
Я старался вытянуть бизнес на оборотных средствах, но оказалось, что это дорога в никуда. Идея рабочая, спрос есть. Не хватает только денежных средств. В принципе это боль больная любого стартапа. Потом я уже понял, что в IT без инвестиций вообще никак. Чтобы сделать хороший продукт, нужно сначала вложиться, так как ставки на программистов сейчас очень высоки. Знакомая, которая изначально подала мне идею для бизнеса, посоветовала найти инвестора и даже дала контакты нужных людей.
Я, честно говоря, сомневался, что кому-то мой стартап покажется перспективным проектом для вложений. До этого я строил дивидендные компании, которые зарабатывают в моменте. Любой венчурный проект, когда ты вкладываешься и можешь долгое время работать в минус, для меня был непонятен.
Пришлось погрузиться в тему. Я посмотрел видео в интернете, попросил пару советов у людей, кто уже привлекал инвестиции, сделал тизер (или питч-дек (pitch-deck)), финмодель и начал общаться с инвесторами, которых в основном находил через знакомых. Оказалось, что денег у людей много, а вот проектов толковых мало. Три месяца мы договаривались об условиях и в итоге ударили по рукам. Инвестор выкупил у нас долю и у меня появились деньги на доработку продукта минимум на год. Это был октябрь 2023 года.
Второе дыхание
Получив деньги на развитие сервиса, я решил их использовать с большей пользой. На тот момент мы выжали из гугл-таблиц всё возможное и в этом направлении развиваться было некуда. Они уже не справлялись с теми объемами данных, которые поступали от клиентов. Совсем другие перспективы могли открыться с созданием веб-версии сервиса. Поэтому половину денег я планировал потратить на создание обновленного продукта, а остальные вложить в маркетинг.
Начались поиски разработчиков. Скажу сразу, при всём обилии IT- спецов, толковых найти непросто. Если ты сам глубоко в это не погружен, то не понимаешь по каким критериям оценивать компетентность и перспективность кандидата. Я сменил четыре команды программистов, это около 20 человек, прежде чем получил результаты, а не имитацию деятельности за немалые деньги.
Первую веб-версию я планировал сделать за 2-3 месяца и еще за 3 месяца перенести все отчёты с гугл-таблиц и распрощаться с ними. Как же я ошибался в сроках! Первую версию MPfact мы выложили в сентябре 2024. Сроки затянулись более чем в 3 раза.
Сильный лидер в разы повышает продуктивность команды
Второе дыхание сервис обрёл с приходом в команду тимлида. Я реально увидел, что значит сильная продуктивная команда. С тимлидом мы за два месяца полностью переделали систему сбора данных, переписали всю логику базы данных и теперь они собираются стабильно и система сама контролируют полноту сбора. До этого любые неточности возникали именно из-за неполной загрузки. И невозможно было понять что именно не попало в отчёты.
С тимлидом я поверил, что классные специалисты на рынке есть, надо просто искать профессионалов категории А. Наконец появилась железная уверенность, что мне удастся вынырнуть из потока задач.
Уже в октябре мы выкатили 12 новых отчётов. По сути мы сделали систему для быстрого создания отчетов. Все, что необходимо любому селлеру в работе, он может теперь получить в несколько кликов. Но самое важное - это точность расчётов. За пару недель мы проверили более 1000 отчётов и все метрики сходились копейка в копейку (продажи, комиссии, логистика, хранение, приемка и т.п). Новая архитектура работает безотказно, как автомат Калашникова.
И тут не обошлось без сюрпризов от Wildberries. Мы нашли несколько отчётов, которые не сходились. Начали разбираться с финансовым аналитиком. В итоге оказалось, что косячит сам WB и они неверно считают некоторые отчёты. Пообщавшись с техподдержкой, мы убедись, что считаем точнее самого WB.
Для меня это очень важно, потому что на основании метрик из нашей оцифровки селлеры принимают управленческие решения. Вот теперь я уверенно могу сказать, что каждый селлер должен подключится к MPfact.ru
Возможности оцифровки MPfact для селлеров Wildberries и Ozon
На сегодняшний день сервис позволяет селлеру:
- подключать бесконечное количество магазинов;
- рассчитывать юнит-экономику и видеть прибыль по каждому товару с учетом всех расходов: закупка, реклама, приёмка, хранение, доставка и т.д.;
- понимать движение денег на основани отчёта ДДС;
- контролировать чистую прибыль и баланс компании;
- прогнозировать поставки;
проводить ABC анализ и быстро убирать неэффективный товар из ассортимента;
- анализировать рекламу и прогнозировать прибыль от неё;
- видеть итоговый результат по каждому маркетплейсу на одном дашборде.
Сейчас мы продолжаем работать над обновлением нашего лендинга, так как там есть ещё скрины с гугл-таблиц. Скоро это исправим. В декабре 2024 года мы планируем полностью уйти от гугл-таблиц и дальше развивать только веб-версию нашего сервиса оцифровки.
Выводы
Что хочется сказать в итоге. Строить IT-бизнес с нуля очень сложно. Для этого нужно, чтобы сошлось воедино несколько составляющих.
1. Хорошая идея. То, в чём нуждаются потенциальные клиенты. И то, что вы умеете делать лучше других.
2. Слаженная команда специалистов, которые работают на результат, а не имитируют бурную деятельность.
3. Деньги. Они играют важнейшую, даже можно сказать основную роль. Поэтому сразу продумайте все доступные вам источники финансирования, а лучше всего сразу ищите инвесторов.
4. Обязательно просчитайте юнит-экономику проекта, чтобы чётко понимать, сколько платежеспособных клиентов вам необходимо, чтобы выйти на точку безубыточности.
Что я понял еще. Самый простой путь — стартовать с партнёром, который закроет IT-компетенции, потому что именно здесь обычно совершаются самые жёсткие и дорогие ошибки.
Ну и, самое главное, верьте в свою идею. Если она интересна многим, то потенциал есть. Ищите пути реализации и у вас обязательно всё получится.
Так же подписывайтесь на мой
Телеграмм канал, где я честно и открыто делюсь своим опытом работе на маркетплейсах. До встречи и удачи в бизнесе и не только!
А как WB реагировали на обнаруженные вами косяки в их отчетах?
Мы пообщались с поддержкой и они согласились с нашими доводами и расчётами))
Где ж на всех сильных лидеров взять
Их много. Платить им нужно конечно на порядок больше, но это выгодные инвестиции.
Боль же это когда окончательно потерял
Так и был момент, когда решил, что всё, конец, пора закрываться. Это был мой первый опыт подобного бизнеса. Все на ощупь.
4. Обязательно просчитайте юнит-экономику проекта, чтобы чётко понимать, сколько платежеспособных клиентов вам необходимо, чтобы выйти на точку безубыточности.
я не совсем понял, причём тут юнит-экономика, простите