У каждого своя “собачка” в голове. Не додумывать и уточнять
Основная проблема в общении – это привычка додумывать друг за другом. Каждый из нас понимает и принимает информацию по-своему. Потому что мы пропускаем ее через свой опыт. Если информации не хватило, то мы склонны достроить мысль и сформировать свои ожидания. В этом случае велика вероятность, что ожидания не совпадут с действительностью.
Сколько раз вам приходилось слышать на работе или дома «А я думал, что будет так…» или «А ты разве не об этом говорил…»?
Уточнения. Часть 1
Вот пример разговора в магазине:
Покупатель: Мне самую недорогую дверь.
Продавец: Межкомнатную или входную?
Покупатель: На дачу входную надо установить.
Продавец: Тогда вам подойдет самая простая уличная дверь!
Продавец, получив ответ, не уточняет, додумывает и делает предложение исходя из своего мировоззрения. В результате события разворачиваются по одному из сценариев:
- Продажа состоится, но продавец потерял возможность продать более дорогой товар и заработать больше.
- Покупатель увидит товар, который не соответствует его ожиданиям, и продажа не состоится.
Как видим, каждый из вариантов не в пользу продавца. Поэтому правило продажи:
“Никогда не додумывайте за клиента. Задавайте уточняющие вопросы”.
Поделитесь в комментариях, какие уточняющие вопросы у вас лучше всего работают?
Уточнения. Часть 2
Уточняющие вопросы следует задавать когда слышите от собеседника «неопределенные» или «неизмеримые» слова. Например:
- побыстрее
- меня не устраивает
- нравится/не нравится
- качественный/некачественный
- надежный
- лучше
- дорого
Универсальный вопрос для уточнения звучит следующим образом:
- Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду, говоря…
И в конце повторяете слова клиента. Универсальность вопроса в том, что его можно задавать в любых случаях, когда следует уточнить информацию. В ответ вы получите мнение клиента, его истинные мысли о предмете обсуждения.
Для уточнения также используйте индивидуальные вопросы. Они начинаются с вопросительных слов:
- Как быстро вам нужно?
- Сколько конкретно у нас с вами есть времени?
- Что именно вас не устраивает?
- Что именно вам не нравится?
Обязательно добавьте в конце или в начале фразы «уточните, пожалуйста».
Слова «лучший», «надежный», «больше», «дорого» - это слова сравнения. Для их уточнения чаще всего используют вопрос:
- «Уточните, пожалуйста, с чем именно вы сравниваете?».
Получив ответ, вы сможете обсудить с клиентом варианты. Помочь сравнить. Показать клиенту плюсы своего предложения, которые важны именно для него.
У каждого своя «собачка» в голове! Уточнения. Часть 3
Люди думают с помощью звуков, образов и ощущений. Чтобы вспомнить вкус, мы сначала представляем, как выглядит продукт. На слова «какой чудесный был тогда закат!», мы сначала представляем в голове картинку, и только потом к нам приходят те чудесные ощущения.
Вспомните как работает схема: Слово - образ - эмоции
Слово рождает образ, образ вызывает эмоции.
Если описывать ситуацию или предмет неопределенными словами, то и образ у каждого собеседника будет свой. Как следствие, ожидания будут у каждого свои.
На тренингах я прошу участников нарисовать первый образ, который пришел к ним при слове «собачка». Варианты изображений всегда разные. У каждого своя «собачка» в голове!
Кстати, предлагаю проверить. Накидайте в комментариях ваши изображения со словом «собачка».
Уточнения – основа эффективной консультации. Часть 4
Эффективная консультация продавца основана на взаимодействии с покупателем, а не на прямой передачи информации. Сравните два подхода продавца к общению с покупателем:
Первый:
- задать вопрос;
- услышать ответ;
- предположить;
- показать товар.
В этом варианте от продавца в начале разговора можно услышать «Да, я понял вас! Пойдемте, покажу варианты». Как долго продлиться такая консультация? Закончится ли сделкой? Сможет ли в этом случае покупатель выбрать товар, такой как двери или мебель?
Разберем второй подход:
- задать вопрос;
- выслушать;
- задать уточняющие вопросы;
- подтвердить и резюмировать;
- продолжить задавать вопросы.
Второй подход позволяет выявить конкретные пожелания покупателя. Ничего не упустить. Индивидуально выбрать вместе с клиентом товар, который на 100% оправдает его ожидания.
Также второй подход дает хороший результат в продажах большого ассортимента и множестве вариантов исполнения.
Например:
Коллекция Royal производства Волховец состоит из 8 вариантов дверей + 13 цветов покрытий + 4 варианта наличников с декоративными элементами. В завершении возможны 24 варианта сочетания патины с основными цветами покрытия. Без уточняющих вопросов не обойтись!
Навык продавца задать вопрос, выслушать и осознанно уточнить - создает атмосферу поддержки покупателя. Растет уровень доверия и взаимопонимания между покупателем и продавцом-экспертом.
Умное “Почему”. Уточнения. Часть 5
Вопрос «Почему?» с одной стороны самый простой для уточнения и в то же время самый сложный.
Когда продавец произносит «почему?» без смягчающего вступления или просто в короткой форме, клиент может истолковать смысл как недовольство или навязывание своего мнения. Атмосфера беседы становится напряженной. Искусство задавать вопрос «почему» помогает избежать недопонимания.
Первый способ – добавить в начале предложения смягчающие слова:
- Уточните, пожалуйста, почему ….
- Расскажите подробнее, почему…
- Вы сказали, что …, могу я узнать почему….
Второй способ – заменить на конструктивные вопросы:
- Расскажите, что в итоге вы хотите получить …
- Уточните, пожалуйста, для чего …
- Что это для вас значит …
- Скажите, для какой цели …
- Объясните, пожалуйста, зачем…
Конструктивные вопросы «для чего», «зачем», «для какой цели» настраивают покупателя осознанно задуматься о будущем, объяснить логику своих мыслей, сказать факты. Покупатель расскажет свои ожидания.
Задавайте вопрос «почему» с улыбкой, смотрите в глаза покупателю и кивните головой.
В результате атмосфера беседы из «напряженного почему» переходит в «умное почему». Цель - понять, почему покупатель обращает внимание на определенные моменты и предложить подходящий вариант решения.
Кстати, "умное почему" используют и при работе с возражениями.
Не додумывать. Часть 1: Обобщения
Когда люди говорят друг с другом, то вместе со словами в голове у каждого рождаются образы. Но эти образы не одинаковы у собеседников. У каждого рождается своя субъективная карта реальности – это и хорошо, и плохо. Помните - у каждого своя «собачка» в голове.
Различают три процесса, которые влияют на карту реальности человека, т.е. на образы и представления:
- Обобщение.
- Упущение.
- Искажение.
Давайте разберем по порядку.
Обобщения – помогают людям учиться, структурировать полученные знания и опыт, запоминать окружающее. Не надо ежедневно просыпаться и открывать мир заново. Например, если в стене есть механизм, который движется и за ним открывается следующее пространство, то мы называем такой механизм – дверь. Или четвероногое лохматое и говорит "гав", то это собачка.
Но есть обратная сторона процесса обобщения. Я часто сталкиваюсь с убеждением у продавцов, которые не знают или не применяют техники продаж. И сохраняют установку, что главное для клиента – цена, «чем дешевле, тем лучше».
Корни этого обобщения в основном вырастают в результате частого повторения клиентами «чтобы не дорого». Вот и обобщает продавец, идет и показывает самый дешёвый товар.
Кстати, такое обобщение можно сравнить с ситуацией, когда в личных отношениях с противоположным полом 2-3 раза возникает печальный опыт и мы делаем вывод «Все мужики сволочи» и «Все бабы дуры».
Вместо обобщения продавцу стоит задавать уточняющие вопросы.
Пример:
После слов «чтобы не дорого» задайте вопрос:
- недорого, уточните, пожалуйста, каковы ваши ценовые ожидания?
- недорого, кстати, уточните, какой бюджет у вас запланирован на покупку?
- недорого. У нас в ассортименте двери 3-х ценовых категории от… до…, затем от ... до … и от … до …. В какой ценовой категории будем смотреть.
Не додумывать. Часть 2: Упущение
Положительная сторона процесса упущения помогает нам дозированно получать информацию, сосредоточиться на важном деле.
Ежедневно на продавца в торговом центре обрушивается лавина звуков и движений. Но когда продавец рассчитывает важный, сложный заказ, то все звуки музыки и разговоров в соседнем салоне, движения людей по общему проходу, как бы отходят на второй план, исчезают. Продавец отключает свой канал восприятия информации, которая не важна для главного дела.
С другой стороны, процесс упущения создает проблемы. Как часто вы слышите от покупателя «Вы это не говорили» или сами думаете «Он это не говорил?». А на самом деле и покупатель, и вы действительно говорили и были в реальности, но не воспринимали информацию. В потоке новой информации каждый из собеседников воспринимает и запоминает моменты важные ему. А все остальное остается за пределами, то есть упускается.
Что делать для профилактики упущения в работе продавца:
- Повторяйте ключевые слова за покупателем.
- Резюмируйте вслух объем полученной информации.
- Вовлекайте покупателя с помощью глаголов действия, т.е. подключайте не только слух, но и другие каналы восприятия информации.
А вы сегодня утром по дороге на работу заметили рекламный баннер на соседней улице?
Не додумывать. Часть 3: Искажения
Искажения – процесс, который движет человечество вперед к обновлению.
Например, дизайнеры создают новые концепции интерьеров. Дизайнер мечтает, и фантазирует. Он изменяет (искажает) привычные детали пространства: планировку, цветовую гамму, освещение, мебель, двери, декор.
Посмотрите как трансформировали дверь:
Но процесс искажения воздействует на любые наши мысли. В результате возникают страхи и отрицательные предположения. В реальности еще ничего не произошло, а воображение уже исказило будущее. А там недалеко и до обобщения.
Например, покупатель боится, что именно в его доме монтажники неправильно установят двери или повредят чистовую отделку интерьера. Продавец после дня «затишья» уже жалуется, что продаж не будет в этом месяце и зарплата будет маленькая.
Будьте осторожны в мыслях. Еще в конце 18 века французский писатель и дипломат Франсуа Рене де Шатобриан сказал:
«Tout mensonge répété devient une vérité» - повторённая ложь становится правдой.
Слушать и слышать клиента
Продавец-эксперт не просто слушает клиента, а слышит собеседника. Точно принимает и понимает слова, интерпретирует сообщения в идеи и взаимодействует с клиентом.
Послушайте как точно слышит слова и задает уточняющие вопросы Розалинда супруга Генриха Айзенштейна в оперетте «Летучая мышь»:
Проверим как вы слышите вопрос?
Послушайте, пожалуйста, вопрос и дайте ответ ниже: