⚡️Экспорт товаров из РФ. Описание бизнес-процессов по шагам
В этой статье поговорим из чего состоит экспортная отгрузка и опишем все этапы экспортного бизнеса, которые нужно знать.
Меня зовут Николай Емельянов, я сооснователь экспортной консалтинговой компании - neraconsult.com.
Давайте поговорим с вами о бизнес-процессах, которые существуют в экспортной деятельности любого товарного бизнеса.
Для тех, кто развивает экспорт своими силами и уже выбрал товар и страну, то бизнес-процессы выглядят так:
1. Поиск и привлечение иностранного партнёра:
- Участие в выставках, деловых миссиях, холодные звонки и размещение на B2B-платформах и маркетплейсах,
- Обработка заявок, переговоры и торг по цене, объемам, срокам и прочее,
- Проверка контрагента,
- Отправка образцов, утверждение заказа.
2. Оценка регулирующих норм и требований на вывоз товара из страны и на ввоз в другую страну
- Оценка торговых ограничений (квоты, санкции, тарифы и т.д.),
- Возможность адаптации упаковки требованиям страны-импортёра.
3. Заключение экспортного контракта
- Проверка на соответствие правовых норм обеих стран,
- Торг по арбитражной оговорке и применимом праве,
- Учет валютных и налоговых рисков,
- Страхования рисков при транспортировке.
4. Подготовка разрешительных документов на территории РФ и в стране иностранного партнёра
- Сертификаты соответствия, ветеринарные/ фитосанитарные сертификаты, сертификат свободной продажи и т.д.
5. Оплата/Постоплата
- Согласование условий оплаты (предоплата, аккредитив, отсрочка платежа и т.д.),
- Подготовка финансовых документов (инвойс, счета и прочее),
- Ведение валютного контроля.
6. Отгрузка товара
- Организация логистики,
- Таможенное оформление.
7. Получение закрывающих документов
- Получение транспортных документов: коносамент, накладные,
- Получение подтверждающих документов для возврата НДС (при ОСН),
- Заявление об уплате косвенного налога.
8. Ведение отчётности
- Оформление закрывающих документов (акты, счета-фактуры и т.д.),
- Соблюдение требований валютного контроля,
- Возмещение/зачет НДС (если компания на ОСН),
- Подача статотчетности.
9. Постпродажное обслуживание и поддержка
- Решение вопросов по качеству,
- Обсуждение дополнительных поставок,
- Обеспечение гарантийного или технического обслуживания,
- Сбор обратной связи для улучшения продукта или услуг.
И всё это по каждой отгрузке товара!
Экспортная деятельность требует четкой координации всех этих процессов в разных отделах, так как нарушение одного из этапов может привести к задержкам или проблемам с выполнением сделки.
Берите себе в качестве чек-листа и адаптируйте.
Какие БП мы пропустили?
На каком этапе больше всего сложностей?
Еще больше материалов - в нашем канале TG «Экспорт без романтики».
1 комментарий