Маркетплейсы 2025: чего ждать?

В 2024 году маркетплейсы стали не просто витриной и гипермагазином, но и вторым по величине поисковиков после традиционных yandex и google. В этой статье мы рассказываем про 12 трендов марктеплейсов, которые необходимо учитывать, чтобы в 2025 быть в плюсе!
В 2024 году маркетплейсы стали не просто витриной и гипермагазином, но и вторым по величине поисковиков после традиционных yandex и google. В этой статье мы рассказываем про 12 трендов марктеплейсов, которые необходимо учитывать, чтобы в 2025 быть в плюсе!

1. Закон про НДС

С 1 января 2025 года для компаний с оборотом выше 60 миллионов рублей в 2024 году вступают в силу изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость (НДС). Это автоматически приведёт к появлению новой статьи расходов у ряда продавцов: помимо самого налога, компаниям придётся учитывать и расходы на его обработку.

Маркетплейсы 2025: чего ждать?

Что делать?

— Тщательная подготовка: начните с анализа всех возможностей и условий, чтобы выбрать оптимальный вариант ставки НДС.

— Настройка личного кабинета: Обязательно обновите настройки в вашем бизнес-профиле на маркетплейсах.

— Организация учёта: подумайте о внедрении четкой системы учёта, чтобы избежать сложностей с налоговыми проверками.

— Изменения в unit-экономике: не забудьте внести соответствующие изменения в вашу unit-экономику, чтобы учитывать новые расходы.

У нас есть отдельный пост, посвящённый этому вопросу, вы можете ознакомиться с ним для подробной информации.

2. Честный знак

В 2025 году вводится обязательная маркировка для категорий:

— с 1 марта 2025 года одежда и аксессуары: майки, нижние рубашки, купальники, чулочно-носочные изделия, перчатки, галстуки, шляпы и другие аксессуары. Проверить

— с 1 марта 2025 будет запрещен оборот немаркированных велосипедов и рам. Вводится поэкземплярный учет и ЭДО для приема и отгрузки.

— с 1 марта 2025 года детские игрушки обязательно регистрировать в системе маркировки, с 1 сентября 2025 года - наносить маркировку и передавать отчетность.

— с 1 мая 2025 года обязательной маркировке подлежат мыла и моющие средства, с 1 июля 2025 года – средства по уходу за волосами, средства для бритья и дезодоранты; с 1 октября 2025 года – косметические продукты и зубные пасты.

— с 1 мая 2025 года – для снековой продукции (такой как чипсы, начос, сухарики, гренки, кукурузные палочки, хлебцы и готовый попкорн); с 1 июля 2025 года – для соусов, специй, приправ, пряностей, сухих супов, сухих бульонов и уксусов.

Что делать? Проверьте уже сейчас, подлежат ли ваши товары маркировке. Проверить товар можно на сайте Честного знака в разделе “Проверка товаров”.

Приобретите необходимое оборудование: сканеры и принтеры для печати. Также не забудьте получить цифровую подпись и подключить электронный документооборот (ЭДО). Важно иметь запас кодов маркировки на производстве на случай сбоев в системе. Рекомендуем запас в размере, позволяющем покрыть потребности на 7 дней. Изучите вопрос маркировки самостоятельно или обратитесь к профессионалам, например, к нам в компанию “Рикорда”.

3. Рост себестоимости

Рост доллара, инфляция уже случились. Стоимость сырья и зарплаты на производствах выросли. Всё это не может не сказаться на себестоимости товаров. Многие селлеры уже подняли цены на свои товары, чтобы заложить выручку на следующие закупки.

Что делать? В 2025 году еще актуальнее будет рекомендация “держать руку на пульсе” и своевременно корректировать unit-экономику, а также искать более выгодных поставщиков и автоматизировать всё, что можно автоматизировать, чтобы снизить расходы на человеческий ресурс. Например, расчет производства по спецификации и план в производство, синхронизация и учёт остатков, цен и отгрузок, обработка отзывов.

4. Усложняются расчеты

Усложняются алгоритмы начисления платы за хранение (вспомним май-июнь на Озоне, когда вместо минимальных 2 литров селлеры стали платить за 1), вводятся новые коэффициенты (платная приемка на WB) и пр. Считать расходы и доходы так, чтобы оставаться в прибыли, становится сложнее.

Что делать? Организовать учет (unit-экономику) и отслеживание новостей собственными силами или довериться подрядчику, а на своей стороне оставить поставки, стратегию и контроль качества. Подписаться на новости маркетплейсов в каналах и сообществах (ссылки - в конце статьи).

5. Бесплатные сервисы становятся платными

Базовая аналитика для продавца на Ozon сейчас включает только число и сумму продаж, а данные по воронке - на премиум-аккаунте. Wildberries предоставляет платную аналитику в раздел Джем. Для классических сервисов интернет-маркетинга - это нонсенс. Рекламные площадки всегда заинтересованы предоставить прозрачную аналитику рекламодателям, чтобы доказать эффективность или помочь настроить продвижение оптимально. Ждем от МП такого же. А пока?

Что делать? Учитывать эти расходы в unit-экономике, если они действительно нужны. Если нет - отслеживать и вовремя отключать платные функции. Искать альтернативные решения, например, неплохие данные дает сервис https://data.ozon.ru.

6. Увеличиваются сроки выплат

Кассовые разрывы - негативный тренд во многих сферах. Маркетплейсы идут в сторону увеличения сроков выплат с момента продаж. Например, у Ozon в 2024 году выплаты продавцам были раз в 2 недели и через 2 недели после продажи. Сейчас выплата происходит раз в неделю, но задержка стала примерно 24 дня (всегда по средам). Досрочные выплаты есть, но за большой процент. 4,5% на Ozon, был 0,97%. На WB 2.5% к проценту комиссии.

Что делать? Учитывать в финансовом планировании, чтобы снизить кассовые разрывы. Если есть намерение получать деньги раньше - закладывать процент в unit-экономику.

7. Нишевые маркетплейсы

Нишевые маркетплейсы активно занимают долю рынка. Они дают продавцам более лояльную аудиторию, чем глобальные магазины, более высокую конверсию. Психологический аспект заключается в том, что люди часто теряются перед разнообразием, а в специализированной магазине фокус менее склонен рассеиваться. Шансы на покупку - больше. Активные категории: фарма, стройка, авто, косметика, зоотовары, спортивные товары. Отдельное внимание уделяем b2b-маркетплейсам.

Что делать? Выходить на отраслевые маркетплейсы, отслеживать появление новых и быть там первыми.

8. Крупногабаритные товары

Покупатели уже готовы к любым покупкам на маркетплейсах, включая крупногабаритные товары (матрасы, кровати и пр). А маркетплейсы в свою очередь имеют удобные инструменты: калькуляторы логистики, в которые удобно интегрировать уже имеющиеся схемы доставки. Неплохие конфигураторы стоимости доставки у Ozon и Яндекс.Маркет.

Что делать? Если вы - производитель или поставщик крупногабаритных товаров и имеете собственную систему доставки, выходите на МП по схеме “Витрины” (на Ozon - RealFBS, на Яндекс.Маркете - DBS ).

9. Брендирование

Удорожание расходов, усложнение процессов и непредсказуемость подталкивает к более долгосрочным и надежным способам продвижения товаров - углублению в бренд. Создавайте сообщество, лояльное к вашему бренду - так вы будете меньше вкладывать в привлечение новых заказов.

Что делать? В рамках МП: работайте с отзывами и вопросами, создавайте фирменное оформление карточек, упаковки, призывайте подписываться на ваш магазин, создавайте сопутствующие товары, работайте со спросом вашей аудитории. Вне: создавайте сообщества в соц.сетях, сайт, разговаривайте с аудиторией на постоянной основе, не давая шансов забыть о вас.

10. Диверсификация

Новые складские площадки строятся долго. Площадей и дальше будет не хватать, и вряд ли Wildberries в ближайшее время вернет бесплатные приемки. Ozon тоже оптимизирует свои мощности и стимулирует селлеров работать по FBS уравниванием комиссий и повышением стоимости хранения.

Что делать? Вспомните народную мудрость не класть все яйца в одну корзину и уже выходите на Ozon и пробуйте Яндекс.Маркет. А также отслеживайте нишевые маркетплейсы и выводите свои товары на них в первых рядах.

11. Использование ИИ

Инфографика, описания товаров, креативные изображения - все это теперь могут нам помочь сделать нейросети. Но пока еще рано говорить о конечном продукте, например, ИИ-помощники могут обрезать нужные ключевые запросы в описаниях, а это важно для рекламы и SEO.

Что делать? Использовать искусственный интеллект для создания инфографики по четкому ТЗ, разработки первичного описания, ситуативного фона (новогодний, летний и пр).

12. Новые аудитории: зумеры и 45+

Современная молодая платежеспособная аудитория зумеров часто обращает внимание на эко-ориентированность, упаковку, сервис и бэкграунд бренда. Поколение 45+ все более активно на маркетплейсах, но у них стандарт покупок отличается - больше информации про товар, больше характеристик и ценности.

Что делать? Продумайте экологичность своих товаров: материалы, упаковку. Рассказывайте историю бренда в карточках и вкладышах. Для старшего поколения - размещайте в карточках больше информации о качественных характеристиках, снимайте обзорные видео.

Советы от наших специалистов:

Если кратко, считать, считать и еще раз считать
  • Держать маржинальность как можно выше, лучше продавать меньше но со 100% прибылью.
  • Флагманы развозим и рекламируем, тормоза убираем, среднячок - причесываем.
  • Находим категории, в которых еще нет СТМ самих маркетов, добавляем уникальные свойства для своего товара (делаем наборы, комплекты), чтобы выделяться на фоне остальных продавцов.
  • Для производителей — подчеркивать “Сделано в России”.

Полезные ссылки

Проверка товаров на обязательность маркировки https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/checking_codes/

Новости Ozon

Новости WB

Обучение

Аналитика Ozon

Начать дискуссию