Мошенники обманывают детей, предлагая им купить товары на маркетплейсах.
Мошенники создают в мессенджерах фейковые аккаунты от имени игровых блогеров. Затем потенциальная жертва получает от "любимого блогера" сообщение с выгодным предложением - например, купить внутриигровые предметы по сниженной стоимости. Когда ребенок соглашается, его просят ввести данные карты родителей или логин и пароль от личного кабинета на маркетплейсе.
Получив сведения, мошенники приобретают различные цифровые товары на популярных маркетплейсах, например, валюту игровых платформ, подарочные сертификаты и так далее. Затем товары перепродаются со значительной скидкой. Единственным вариантом, чтобы попытаться вернуть средства, остается обращение в полицию.
По оценкам Wildberries, такая схема грозит клиентам маркетплейсов потенциальными потерями порядка 350 млн рублей за предстоящий год.
В Wildberries сообщили, что мониторинг заказов на предмет мошеннических действий осуществляется в онлайн-режиме. Для этого используются алгоритмы, основанные на искусственном интеллекте, которые постоянно обучаются на новых схемах обмана.
Дообучение моделей позволило снизить на Wildberries количество фрода в высокий сезон, начиная с ноября 2024 года, на 30%, а сумма предотвращенного потенциального ущерба только за период праздников составила более 10 млн рублей.
Говоря об обмане на самих маркетплейсах, эксперт проекта «Народного фронта» «За права заемщиков», куратор платформы «Мошеловка» Алла Храпунова отмечает, что за последние полтора года поступило большое количество жалоб на продавцов. В своих историях жертвы рассказывали, как им писали и сообщали, что товар закончился именно на этой площадке, но он есть на другой. Причем говорилось о том, что на другой площадке на товар есть скидка и «более интересная цена». Жертве направлялась ссылка якобы на этот товар на другой платформе — тоже маркетплейсе.
При переходе жертва видела экран, полностью соответствующий ожидаемому визуальному оформлению того маркетплейса, о котором упоминал лжепродавец. При оформлении происходило списание средств, после чего мошенники исчезали, товар жертве не отправлялся. Важно, что зачастую происходила еще и компрометация данных банковской карты: жертва вводила все параметры на поддельной странице, включая CVV-код.
Иногда сценарий немного меняли — лжепродавец присылал ссылку на товар и убеждал, что сможет предоставить скидку. Финал истории был таким же: человек терял деньги и данные карты. И, наконец, были известны случаи, когда мошенники взламывали личные кабинеты на площадках по продаже товаров и оформляли POS-займы на приобретаемый товар. Его мошенники забирали, а жертва оставалась с непогашенным долгом.
Взлом аккаунта на электронных площадках опасен оформлением через него несанкционированных покупок со списанием с карты или внутреннего кошелька жертвы необходимых сумм — подтверждения оплаты в большинстве случаев не требуется, поскольку карта и кошелек «привязаны» к личному кабинету.
Для того чтобы защититься от схем, связанных с маркетплейсами и орудующими на них мошенниками, эксперты советуют соблюдать важное правило - помнить, что все вопросы со службами поддержки площадок по продаже товаров надо решать исключительно в личных кабинетах и не выходить за контуры защиты.