Как маркетплейсы Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «Мегамаркет» и «Авито» будут передать сведения в налоговые органы

В конце прошлого года только ленивый и я не написали о том, что с 2025 года ряд маркетплейсов начнет передавать в налоговую службу информацию о селлерах для выявления схем «дробления бизнеса».

Данная мера в качестве эксперимента была предметом обсуждения на встрече руководителя ФНС – Данила Егорова с руководителями маркетплейсов Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «Мегамаркет» и «Авито».

Прежде чем начать, призываю вас подписаться на мой телеграм-канал, там много полезных советов по налогу для бизнеса:

В чем задумка

В нашей стране маркетплейсы давно стали глобальной площадкой по реализации товаров между различного калибра продавцами и покупателя, а следовательно, это место сосредоточения значительного объема бизнеса, имеющего различные структуры.

Хватает в этих структурах и тех, к кому могут быть вопросы, основанные, как вы уже поняли, на концепции «дробления бизнеса». Поскольку в маркетплейсах в электронном виде систематизированы сведения о продавцах, которые интересны для ФНС с точки сведения налогового администрирования в качестве «пилота» было принято решение обеспечить их представление налоговой службе.

Идея наделить маркетплейсы дополнительной обязанностью в помощь налоговым органам возникла в октябре прошлого года. Со слов главы ФНС России Даниила Егорова, в рамках эксперимента компании сами смогут увидеть риски и скорректировать модель своей работы.

И вроде как передача информации в налоговые органы о рисках дробления бизнеса планируется только о тех продавцах, в отношении которых выявлены соответствующие критерии.

Признаюсь, что мне не совсем понятно, в чем профит от этого для самих маркетплейсов, но для ФНС такое сотрудничество весьма привлекательно.

Во-первых, торговые агрегаторы на начальной стадии будут уведомлять продавцов, о том, что о них имеются признаки «дробления», тем самым побуждая налогоплательщиков привести их деятельность в соответствие.

Во-вторых, полученные ФНС данные от маркетплейсов будет хорошей доказательной базой для вменения соответствующего налогового правонарушения.

Как маркетплейсы Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «Мегамаркет» и «Авито» будут передать сведения в налоговые органы

Какие сведения будут передавать маркетплейсы в ФНС

По факту никакой конкретики на этот счет нет. Можно лишь предположить, чем могут располагать маркетплысы о сейлерах, что может быть передано налоговым органом для вменения дробления. Например, сведения: о счетах, открытых в одних и тех же банках; об одинаковых IP-адресах входа в аккаунты; о совпадающих адресах регистрации; об идентичности реализуемых товарах, их стоимости и объемах; о выданных доверенностях на одно и то же лицо; об одних и тех же транспортных средствах; о единых контактных данных; об одной и той же торговой марке и т.д.

Параллели с банками

Как мы знаем с определенного времени банки на основании Федерального закона № 115-ФЗ обязаны выявлять подозрительные операции и «молниеносно» реагировать. При совершении сомнительных операций (а их на минуточку было не менее 103) банки могут не просто отказать в проведении операции, но и заблокировать счета. И это, не считая отказа от дальнейшего обслуживании клиента в соответствующем банке.

Как не анализируй перечень сомнительных операций, по большому счету во главе угла стоят «технические» компании, с которыми налоговые органы продолжают эпохальную борьбу.

И ели банки не наделены функцией налогового контроля, то, получив полномочия в блокировке банковских счетов и отказе выполнять банковские операции государство, в лице кредитных учреждений, получило эффективную поддержку в борьбе с «техническими» компаниями.

Теперь налоговые органы, имея доступ к сведениям Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «Мегамаркет» и «Авито» о селлерах, получают значительную поддержку в борьбе с «дроблением» от маркетплейсов вне рамок традиционного налогового администрирования.

В итоге мы видим, как государство встраивает глобальный бизнес в функцию налогового администрирования.

Будем честны: тотальный онлайн-доступ ФНС к сведениям и информации гос. учреждений и глобального бизнеса — это неизбежность которая наступит весьма скоро.

Как реагировать продавцам маркетплейсов

Мои краткие рекомендации:

  • проанализировать бизнес – структуру;
  • оцените риски «дробления» применимые к вашей бизнес – структуре;
  • приведите вашу структуру бизнеса в соответствие, исходя из перечня обстоятельств, свидетельствующих о «дроблении бизнеса»;
  • обратитесь за консультацией к налоговому юристу.

Как не крути, но дробление становится всё сложнее и обременительнее. К тому же это архирискованно.

Уж поверьте мне на слово – я не раз наблюдала за тем, как неправильное налоговое планирование, или ведение бизнеса вовсе без какого-либо планирования, приводило бизнес к «летальному исходу», и дробление здесь стоит особняком.

Тотальный контроль ФНС деятельности селлеров – реальность, которая не за горами, а уже на расстоянии вытянутой руки.

Однако быстрый доступ ФНС к систематизированной для выявления схемных операций информации маркетплейсов не исключает возможности, выстраивания бизнес – модели с разделением бизнеса на законных основаниях. Такой подход вполне возможен, когда он имеет разумную деловую цель, а не основан на бестолковом дроблении бизнес – структуры.

А если вы хотите получить консультацию квалифицированных налоговых юристов, пишите NALOG GROUP (канал в Telegram, Сайт, Консультация Telegram ).

11
Начать дискуссию