Бренд или товарный арбитраж — как стартовать на маркетплейсах в новом 2025-м

У нас было 2 пакетика категорий, 75 контейнеров из Китая, 5 упаковок с метриками, полсолонки закупщиков и целое море поставщиков всех сортов и расцветок. Единственное, что беспокоило — это выбор между брендом и товарным арбитражем. Ничто в мире не бывает менее беспомощным и порочным, чем предприниматель без бизнес-модели.

Бренд или товарный арбитраж — как стартовать на маркетплейсах в новом 2025-м

Новый год — новые шансы! Возможно, именно ты скоро откроешь магазин на ВБ, который заработает миллионы. Но для запуска такого бизнеса нужно погрузиться в тему. Сначала — понять суть базовых концепций бренда и арбитража, а затем сделать осмысленный выбор. Деньги есть и там, и там — можно продавать фирменные™ товары или перепаковывать изделия из Китая, без проблем.

Содержание:

  1. Две схемы для работы с маркетплейсами в 2025-м.
  2. Отличия концепций в плане товаров, финансов и команды.
  3. Какую модель выбирают топовые селлеры.
  4. Без чего не может обойтись ни один поставщик.
  5. Где искать прибыльные товары.
  6. Как подбирать ответственных поставщиков.
  7. Зачем управлять продажами.

Арбитраж и бренд — что это за концепции и чем они отличаются

Товарный арбитраж — это бизнес-модель, предлагающая условно просто покупать товары и перепродавать их с накруткой цены. Рабочий цикл состоит из двух основных действий: поиска продукции в КНР и ее выставлении в каталоге своего магазина.

Бренд — принципиально другая и чуть более сложная концепция. Ее приверженцы самостоятельно определяют потенциально выгодные ниши и изделия, разрабатывают упаковки, печатают руководства по эксплуатации и вкладывают средства во внешнюю рекламу.

Распыляться, внедряя сразу две схемы, не стоит. Почему? Следи за руками:

  1. Свыше 77% от общего количества онлайн-заказов в России приходится на два крупных сервиса — Wildberries и Ozon.
  2. На рынке появился еще один гигант — «Мегамаркет». За 2024 год он обзавелся инфраструктурой из 76 000 ПВЗ.
  3. Пара лидеров и новичок из экосистемы «Сбера» близки к пику — они уже скупили весь потенциальный трафик.
  4. Платформы начинают «делить поляну» между собой, контролируя и регулируя, сколько им нужно селлеров.
  5. Проблемы негров шерифа не волнуют. Интересы маленьких селлеров крупные компании не учитывают.
  6. Перед поставщиками появляется новый вызов: «Как добиться устойчивости и перестать зависеть от маркетплейсов?».
  7. Здесь на помощь приходит четкое позиционирование — определение бизнес-модели и следование ее алгоритмам.

Бренд или арбитраж — не слишком важно, главное — сделать выбор. Между схемами никакого конфликта нет. Селлерам просто стоит понять, где и как они хотели бы двигаться. Ни та ни другая концепция не является залогом успеха. Равно как обе модели способны приносить деньги.

Но все-таки концепции разные. Они отличаются в плане работы с продуктами, объема финансирования и выбора команды.

Работа с продуктом

Арбитраж — это мастерская продажа неуникальных товаров. Ты можешь приделать к изделию бирочку или заказать в ближайшей типографии красивый пакетик, но только с упором на минимально возможные улучшения. Кроме того, арбитражники отказываются от так называемого core-ассортимента. Они меняют каталоги на лету: юзают сервисы аналитики и считают жизненные циклы позиций.

У бренда подход к продуктам иной. Здесь селлеры стремятся к созданию уникальных офферов. Они генерируют товарные матрицы на базе core-ассортимента — чтобы все изделия ассоциировались у заказчиков с одними и теми же магазинами. Важно понимать, что условная безрукавка, отшитая в Киргизии, не имеет никакого отношения к уникальным SKU. Не путай бренд с СТМ, товарищ!

Объемы финансирования

Арбитраж всегда ориентирован на максимальную доходность с применением своего или заемного капитала. Фаундеры, выбирающие эту модель, умеют привлекать чужие деньги и работать с отсрочками. Они генерируют прибыль за счет оборачиваемости финансового цикла.

У бренда дела обстоят по-другому — это бизнес с белой структурой, ориентированный на долгосрочное стратегическое планирование. В числе его главных инструментов:

  • дешевые деньги;
  • программы господдержки;
  • сторонние инвестиции.

Уточню, что хорошая брендовая платформа — это удовольствие не из дешевых. Эксперты, отвечающие за разработку бренд-стратегии, берут от 2 млн рублей. Поэтому, если ты захочешь запустить бренд — готовь деньги или иди на поклон к стратегическому инвестору.

Выбор команды

Бренд — про инвестиции в высококлассный персонал. Селлеры, работающие в рамках этой модели, чаще стремятся убирать боли и закрывать потребности целевой аудитории. А еще — создавать концепты, которые ранее до них никто не реализовывал. Здесь им помогают крепкие продакты (выдвигают гипотезы, проводят тесты) и сильные маркетологи (продвигают выбранные продактами товары).

Арбитражу же больше нужны «операционисты» — закупщики и категорийные менеджеры. То есть люди, умеющие работать с сервисами аналитики и общаться с продавцами на рынках вроде «Садовода». Кроме того, арбитражникам необходимы финансисты — чтобы дешево, резво и быстро привлекать деньги или поставщиков. Получается, что эта модель предполагает построение целого отдела товародвижения.

Изначально абсолютно все сервисы аналитики маркетплейсов ориентировались на арбитражников. Тот же Moneyplace учил селлеров выбирать товары с учетом упущенной выручки или числа продаж. Но сегодня соответствующим софтом пользуются и бренды. Например, для мониторинга конкурентов и формирования core-ассортимента.

Схемы бренда и арбитража в разрезе топовых селлеров

Каждый второй поставщик, входящий в топ-100 на Wildberries, делает 90% выручки с помощью одного бренда в портфеле. Каждый четвертый — наоборот, работает по арбитражной модели и продвигает множество товаров (на базе аналитики: когда и что продается лучше). Получается, что деньги есть и там, и там.

К концу 2024 года количество поставщиков на «Вайлдберризе» и «Озоне» выросло в полтора раза и составило 700 000 штук. И это — несмотря на сказки о низкой рентабельности, больших порогах входа или увеличивающихся рекламных расходах. Правда, оборотом от 100 млн готовы похвастаться, дай бог, 3‐4 тысячи компаний.

Эту статистику можно и нужно трактовать как позитивную. На весь огромный рынок маркетплейсов — меньше 5 000 фирм, которые приносят фаундерам по-настоящему весомые деньги. Именно поэтому 2025 год должен стать годом твоего успеха. Думал об открытии своего магазина? Пора действовать — ниша горяча как никогда!

Убедиться в правдивости моих слов просто. Для этого достаточно взглянуть на список топовых марок, о которых пару лет назад никто и не слышал. Например, в разрезе лидеров по выручке Wildberries:

  1. O`SHADE — продают мужскую и женскую модную обувь, а также сумки и аксессуары. Месячная выручка — 1,6 млрд ₽.
  2. MIXIT — торгуют косметикой. Появились в 2014 году, но набрали обороты только сейчас, благодаря МП. Выручка — 669 млн ₽.
  3. «ТЕЛОДВИЖЕНИЯ» — продают футболки, худи, свитшоты и спортивные костюмы. Месячная выручка — 572 млн ₽.
  4. Obba — предлагают широкий ассортимент женской обуви и одежды в разных стилях. Выручка — 557 млн ₽.

Понять, насколько «сильно» бомбят рынок молодые селлеры, легко. Возьмем нишу мужской и женской одежды, в которой по традиции ведущие места занимали фирмы вроде Befree, SELA или ZARINA. Так вот, «новички» (те же Obba или O`SHADE) уже догнали «ветеранов» по выручке и продолжают органичный рост.

Что-то временно, а что-то вечно — без чего не обойдется ни один поставщик маркетплейсов

Первоочередная задача начинающего селлера — определиться с концепцией. Будь то бренд или арбитраж — принципиальной разницы в плане возможной финансовой отдачи от работы нет. Когда особенности выбранной модели станут понятны, можно переходить к остальным ключевым факторам успеха на Ozon, WB и других маркетплейсах.

Здесь в 2025 году ничего не поменяется. На первом плане три основных процесса:

  1. Поиск прибыльных товаров — популярных позиций, способных генерировать не только выручку, но и маржинальность.
  2. Заключение договоров с грамотными поставщиками — как российскими, так и китайскими или, скажем, киргизскими.
  3. Управление продажами — настройка получения обширных сводок по доходам, от прибыли за период до капитализации складов.

Если вынести за скобки хотя бы одну из трех переменных — магазин, скорее всего, не взлетит. Работа на Ozon или Wildberries давно превратилась в «полноценный» бизнес, чувствительный к дотошному и внимательному обращению. Именно поэтому огромной популярностью сегодня пользуются сервисы аналитики маркетплейсов, превращающие разрозненные сведения в Big Data.

Поиск прибыльных товаров

В 2025-м поиск потенциально популярных товаров для продажи на маркетплейсах упростили нейросети. Анализировать объемы рынков, упущенную выручку или SPP вручную больше не нужно. Алгоритмы ИИ выполняют всю работу за селлеров, параллельно предоставляя целые ряды рекомендаций. Система Smart AI есть и у Moneyplace, и у других популярных аналитических программ.

Представим, что ты решил торговать, например, классическими приталенными пиджаками вроде этого. Понять, «полетит» или «не полетит», очень легко. Открывай любой сервис аналитики и смотри:

  • на среднюю скорость продаж;
  • на среднюю выручку продавцов;
  • на процент продавцов с продажами;
  • на процент товаров с продажами;
  • на объем рынка и упущенную выручку.

Окажется, что ниша перспективная — с отсутствующим ростом конкуренции, стабильным спросом и высоким средним чеком. Кроме того, статистика показывает, что в этом направлении покупатели не выбирают конкретные бренды — заметно хорошее распределение заказов между всеми поставщиками.

Выбор грамотных поставщиков

Вторая ключевая задача начинающего селлера — выбор надежных и ответственных поставщиков. Они могут быть производителями, дистрибьюторами или импортерами — это не слишком важно. Главное — чтобы контрагент соответствовал ряду, на мой взгляд, базовых требований:

  • рыночная стоимость товаров — слишком низкие цены часто становятся маркером откровенного шлака;
  • подходящее категории качество — для его проверки можно, например, сделать единичный заказ;
  • репутация — никто не мешает «пробить» фирму в интернете и ознакомиться с отзывами о ее работе;
  • порядок оплаты — стоит понимать, что схемы проведения транзакций часто привязаны к региону/рынку/политике;
  • условия сотрудничества — взаимодействуем с партнерами только на основании четко прописанных договоров.

Еще нужно ознакомиться с логистикой — как и какими способами будет доставляться продукция. В ту же кассу — нюансы ответственности за дорожные эксцессы (задержки, факты порчи товаров и так далее).

Управление продажами

Третий нюанс, на который нужно обратить внимание любому начинающему селлеру — это управление продажами. Береги честь смолоду — формируй политику учета уже на старте. Благо, что здесь на помощь приходят все те же сервисы аналитики маркетплейсов, собирающие удобные дашборды:

  • по заказам, продажам и возвратам;
  • по оборотам, выручке и прибыли;
  • по упущенной выручке и невыкупу;
  • по товарам-лидерам;
  • по напоминаниям о поставках и пр.

Немалую роль в твоей будущей работе сыграет XYZ‐ и ABC‐анализ. Первый позволит понять, какие товары из каталога покупатели заказывают чаще всего. Второй откроет доступ к целому набору полезных данных: какие товары дают больше прибыли, какие товары приносят убытки, как улучшить ассортимент магазина и пр.

Резюме

На что обратить внимание арбитражнику? В первую очередь, на оборачиваемость управления продажами. А еще — на аналитику всего, чего только можно. Здесь на помощь придет, например, Moneyplace — сервис, который всегда ратовал за то, чтобы sales management был максимально умным и точным. Еще один важный фактор для этой бизнес-модели — доходность на капитал на уровне SKU.

Фаундеру, решившему построить бренд, необходима крепкая команда. Собрать людей с опытом категорийного управления и продакт-менеджмента — задача нетривиальная. Причем реализовывать ее придется в самом начале работы. Так что тем, кто решил «поиграть в брендовую историю», стоит развивать эти навыки самостоятельно.

🔵 Интересно читать о бизнесе на маркетплейсах? Подпишись ;)

🔵 Остались вопросы? С радостью отвечу на них в комментариях!

4
2
17 комментариев

Статья очень полезна тем, кто планирует начать бизнес на маркетплейсах. Объясняются основные концепции и даются практические советы по поиску прибыльных товаров, выбору поставщиков и управлению продажами. Особенно важно, что подчеркивается необходимость четкого позиционирования и стратегического планирования. Однако, стоит отметить, что не учитываются некоторые современные тенденции, такие как рост влияния социальных сетей и influencer marketing на продажи на маркетплейсах. В будущем эти факторы могут стать еще более значимыми, и предпринимателям стоит обратить на них внимание.

1

У нас два магазина, на ВБ и на Озон. Мы из Китая заказываем продукцию и переупаковываем, арбитраж значит у нас (даже не знал что это так называется). Ну мы не брендовые товары берем, просто инструкции на русском прикладываем, если их нет и бирки свои прикрепляем, бирки магазина. Нормально торговля идет, даже постоянные клиенты есть.

1

Выходила на Вайлдберриз с открытками, т.к. это товар над которым не нужно сильно заморачиваться + я дизайнер и проектировала открытки сама. Но к сожалению гигантская комиссия вб задушила🥲

1

Вся загвоздка в подборе команды. В одиночку не вытянуть, а найти ответственных и надежных проблема, да и свободную нишу найти не просто. Но есть желание попробовать свои силы! Статья мотивирует!

1

В арбитраже тоже можно продавать вполне уникальные товары, если уметь работать с китайскими поставщиками.

1