“Забирал из бизнеса по миллиону, а прибыль оказалась 300 тысяч”. Как бренду составить финмодель? Интервью с бизнес-аналитиком Ириной Коротенко
Любому бизнесу важны цифры. Грамотный учет позволит увидеть слабые места, сократить издержки и обнаружить новые точки роста. Но так получается не у всех. Что нужно отслеживать, с чего начать и как считать - поговорила с бизнес-трекером, бизнес-аналитиком и предпринимателем Ириной Коротенко.
- Предлагаю начать с определений. Финансовая модель - это вообще, что? Она нужна каждому проекту? Если у меня допустим все хорошо, прибыль есть, деньги есть, проблем серьезных нет. Зачем мне все детально просчитывать?
- Что такое модель? Это упрощенная схема. А финансовая модель – это упрощенная схема финансовых «потоков» вашего предприятия, по которой вы сможете увидеть:
- насколько верно у вас ведется производство с точки зрения себестоимости
- насколько оптимальна выбранная бизнес-модель со стороны операционных расходов
- насколько ваша чистая прибыль приближена к ставке банковского вклада, и не забираете ли вы денег больше, чем заработало ваше предприятие
Чем крупнее бизнес, тем в нем больше инерции. Проще говоря, вы можете думать, что у вас всё отлично, причем на протяжении года, двух или даже трех. А потом, за 1-2 месяца ваш "корабль" входит в точку невозврата и почти одномоментно разламывается, как Титаник, унося с собой партнеров и клиентов проекта.
В мелких бизнесах процессы происходят быстрее. И все же знать, сколько конкретно ваше предприятие зарабатывает, чтобы правильно распределять прибыль (а в первую очередь забирать дивиденды предпринимателя не больше, чем можно) – жизненно необходимо.
- Какая самая частая ошибка при ведении финансовой отчетности?
- Самая частая ошибка – это отсутствие как таковой финансовой отчетности. Попросту ее никто не ведет.
Это очень просто объясняется: финансовый директор в штате будет стоить вам от 250 тысяч рублей, а финдир на аутсорсе – от 85 тысяч. Сейчас чаще всего их «выращивают» из экономистов и бухгалтеров. Вот только когда у финдира нет компетенций предпринимателя, он навряд ли сможет охватить взглядом весь бизнес целиком или же посмотреть на него со стороны.
- Если я считаю только самое простое, буквально на уровне доход-расход-прибыль, как я могу глубже оцифровать бизнес самостоятельно? С чего мне начать?
- В таком случае я бы советовала пройти обучение на финансового директора. Также можете попробовать поработать с такими приложениями, как Планфакт и Финтабло. Для начала этого должно хватить.
- Если финмодель не вести, что можно упустить?
На самой модели сразу видны метрики, которые можно оптимизировать. Это рычаги, на которые нужно «нажать», и бизнес сразу поедет легче и быстрее.
Например, собственник собрал команду самородков, которые при этом еще и не требуют огромных зарплат, общие операционные расходы очень низкие. А прибыли смотришь – и нет. Когда разбираешься, оказывается, что само производство «съедает» все деньги, и там требуется оптимизация
Бывает, с помощью финмодели собственник обнаруживает, что собственное производство обходится ему дороже, чем размещение заказа на аутсорсе.
Случается и так, что с производством продукта все оптимизировано, но прибыли опять нет. В этом случае, например, оказывается, что бизнесмен очень любит фотосессии, так что вся прибыль вкладывается в это: стилисты, имиджмейкеры, локации, именитые фотографы, но все это не дает взрывного роста бизнесу.
Ну и самое главное – это когда собственник видит, что у него доход 300 миллионов. Тогда он забирает каждый месяц оттуда, к примеру, по миллиону. Видит, что обороты есть, поэтому решение, казалось, логичное. А потом выясняется, что прибыль предприятия составляет 300 тысяч. И это гарантирует яркие эмоции: прозрение, огорчение, разочарование. Главное, заметить такое вовремя, иначе это может плохо закончиться.
- Насколько быстро можно составить финмодель для бренда одежды? Что изначально нужно знать? Какие данные?
- По своему опыту, скажу так: изначально я думала, что возможно составить финансовую картину, опираясь только на данные собственника или компании за один месяц. Был такой опыт.
Если внедряться в компанию глубже и дольше, становится понятно, что большая часть данных утеряна. Не хватает информации для понимания объективной картины.
Точно выстроить всю структуру расходов получается, например, за полгода, с еженедельными совещаниями, собирая и структурируя доходы и расходы. Поэтому больше я не обещаю разобраться в ситуации за месяц. Но, безусловно, от объема данных многое зависит.
- Как понять, сколько средств из прибыли мне нужно вкладывать обратно в бизнес, а что я могу взять как дивиденды?
- Здесь действует обычная схема создания 3 фондов из чистой прибыли предприятия: 1/3 – фонд развития, 1/3 – фонд форс-мажоров, 1/3 – дивиденды предпринимателя.
- Допустим, я хочу кратно увеличить прибыль. Сейчас зарабатываю 5 миллионов, а хочу 100. Я могу себе это как-то цифрами спланировать? Как это делается?
Да, такие вещи можно спрогнозировать. Для этого следует опираться на важные метрики в компании. Можно декомпозировать цель и определить, сколько времени потребуется при текущей доходности, и главное – сколько денег, то есть инвестиций.
Ведь если органически идти от 5 к 100 миллионам, даже при шикарной рентабельности бизнеса, например 30%, и полной реинвестиции прибыли в бизнес, потребуется не одно десятилетие.
- Поделитесь, каких результатов можно достичь с помощью финмодели?
Результатов с помощью финмодели достичь нельзя. Результаты достигаются трудом и вашей классной командой. А вот подсветить, на какие кнопки сейчас надо «нажать» – финучет может.
Я бы говорила про управленческий учет в целом, а не только про построение финмоделей. Управленческий учет – это три отчета, которые дают не только ясную картину, но и предоставляют рычаги управления бизнесом.
Моя первая финмодель показала, что в бизнесе, который я горю желанием начать, нет денег. Это было больно, но заставило снять с себя розовые очки.Мои клиенты получают свои открытия, их не разглядишь с помощью обычного учета или при помощи бухгалтерии. Этот учет не про достижения каких-то новых вершин, а про ясную и прозрачную картину, без иллюзий. При условии, если ты настоящий предприниматель, который готов к рискам.
Буквально на днях ко мне обратилась девушка, которую я консультировала около года назад. Стали разбираться, оказалось, она была не готова платить за сопровождение бизнеса, наняла ассистента и… потеряла 7 миллионов рублей за год.
Только потом посчитала, что сопровождение обошлось бы ей раз в 10 дешевле, и она бы уже получала прибыль. Это очень показательный пример, как молодые предприниматели смотрят исключительно в текущий момент и проигрывают.
Были и другие любопытные кейсы. Например, есть в сопровождении клиент, у которого выходит относительно небольшая чистая прибыль. При этом он не хочет отказываться от путешествий по миру, поскольку это его источник вдохновения. Мы решили вкладывать часть средств в другие бизнесы, где получается большая чистая прибыль, что позволяет диверсифицировать риски и иметь пассивный доход. До этого решения он забирал из бизнеса больше, чем это было возможно.
С другим клиентом мы выяснили, что нужно срочно отказываться от одного из каналов продаж, а именно - от розницы. Оказалось, что она уже несколько лет приносит одни убытки: нет роста по объемам, а денег на поддержание прежнего уровня требуется все больше, большие суммы уходят на рекламу. Любопытно, что для клиента это было не то чтобы не очевидно – он даже не подозревал об этом. В итоге отказались от розницы, и почти сразу увеличили чистую прибыль на 5%, а это очень существенно для больших оборотов.
- А как именно эти результаты достигаются? Какая-то особая методика?
- Из эффективных способов идти к цели: люблю проводить еженедельные планерки, где собирается вся команда, идет фокусировка на цели этой недели. Получается классный спринт, от которого растет мотивация команды, а задачи не сливаются во что-то бесформенное.
Формат «совет директоров» с собственником – мной особо любим. Нам всем не с кем поговорить на профессиональном уровне, чтобы можно было поделиться болями не для того чтобы вызвать сочувствие, а чтобы обогатиться опытом. Когда в твоем бизнесе появляется человек, способный понять, что у тебя болит и разобраться на уровне компетенций собственника – это очень круто. Всем такое нравится. Мне вот тоже.
Если понравилась статья, подписывайтесь на мой Телеграм-канал о производстве одежды в Азии. В нем я рассказываю о производственных рынках Китая, Индии, Бангладеш, делюсь кейсами и раскрываю нюансы работы с фабриками
Телеграм-канал Ирины Коротенко: