Во что упаковывать выгоднее: разбор для производителей
Рассказываем о том, во что выгоднее упаковать продукцию и на какие нюансы стоит обратить внимание, если вы решили выпускать упаковку самостоятельно.
Сетям нужна упаковка, которую легко выложить на полке, и в которой продукт хранится максимально долго.
Потребителям нужно качество и безопасность продукта, узнаваемость бренда и удобство использования, низкая стоимость товара и привлекательный внешний вид.
Производителям продуктов питания, кормов для животных, детских смесей и множества других товаров ― нужна упаковка, отвечающая их техническим требованиям и выгодная по соотношению цены и качества.
В выборе видов упаковки производители достаточно консервативны. Они останавливаются на:
· жестяной таре,
· стеклянной таре,
· пластиковой бутылке,
· пакете
· или картонной упаковке.
Стоимость упаковки зависит от нескольких факторов: типа материала, объемов, цены, заявленной поставщиком. У компании есть два варианта: покупать готовую упаковку для своего продукта или производить ее самостоятельно.
Покупаем готовую упаковку и расфасовываем товар в нее
Если производитель использует готовую упаковку (стеклянная, пластиковая или жестяная тара), во время фасовочного процесса потери упаковки минимальны: идет только заполнение и закрытие. Риски некачественной упаковки минимальны.
При этом цена готовой тары всегда выше, нежели упаковка, произведенная самостоятельно. Например, произведенный самостоятельно пакет из пленки будет дешевле купленного пакета в 2 раза. В случае с жестяной тарой или стеклом, конечно, выгоднее покупать готовую упаковку, поскольку инвестиции в ваше основное производство в этом случае могут составлять в разы большую стоимость.
До некоторой степени сократить издержки на упаковку можно двумя способами.
Во-первых, перейти со стеклянной тары, например, на пластиковую. Это современное решение. Еще 5 лет назад многие говорили, что стекло ― премиальная упаковка, а пленка ― нет. И были правы, поскольку потребитель воспринимал стеклянную тару как надежный вид упаковки для соусов или консервированной продукции.
Сегодня, с появлением и активным развитием пластиковой упаковки, стеклянная банка или бутылка уступают свои позиции и яркий пример тому – переход производителей детского питания со стеклянной банки в пакетик с колпачком или без.
Сегодня многие известные бренды, такие как "Агуша" , "Фрутоняня", "Хайнц" ― производят детского питания в пластиковой упаковке в 2 раза больше, чем в стекле. И это движение потребителей, а именно родителей маленьких детей, в сторону пакетика с пюре подняло доверие к пластиковой упаковке в целом.
Клиенты SN Maschinenbau упаковывают в дой-пак не только детское питание, но и специи, сухофрукты, снеки, шоколад и другое.
Во вторых, можно обратиться к коммерческому упаковщику и платить только за конечную упаковку и не инвестировать в свое упаковочное производство. Этот вариант очень выгоден для тех, кто хочет проанализировать, насколько новое упаковочное решение понравилось потребителю.
В-третьих, купить оборудование и упаковывать продукт самостоятельно. Вы должны понимать, что в данном случае есть прямая зависимость ― чем проще оборудование и ниже производительность, тем больше потери и выше стоимость упаковки.
Производим упаковку для товара сами
При таком подходе можно находить варианты экономии, даже не меняя тип упаковки. Например, если уменьшить толщину пленки с 100 мкм до 80 мкм. Это сократит стоимость конечного продукта на 10 – 15%. Ту же экономию можно получить, если сократить толщину пластикового контейнера или бутылки. Иногда это стоит достаточно дорого, но окупаемость нужно считать через стоимость единицы конечной упаковки, утилизации и стоимости владения.
Если компания выпускает тару самостоятельно, это стоит ей дороже по первичным инвестициям в более сложное оборудование, но стоимость конечной упаковки значительно дешевле, если учтены все потери по браку. Как пример можно рассмотреть упаковку орешков или сухофруктов в пакет типа дой пак объемом 150 мл. Использование готового пакета ― это минимум инвестиций в оборудование, быстрота смены формата и минимум брака, но стоимость упаковки будет составлять около 6 рублей за пакет. Если такую же упаковку выпускать на машине, первичные инвестиции достаточно высокие, но цена единицы упаковки будет составлять уже 3 рубля за пакет. Разница составит 3 рубля. Умножьте это хотя бы на 10 миллионов упаковок и вы сразу заметите разницу.
Важно: Самостоятельное производство упаковки вместо закупки готовой выгодно, только если оборудование выдает качественную упаковку и минимум брака. Стандартный процент брака составляет около 1%. Если это 10%, то в нашем примере экономия сокращается до 80 тыс. руб. в год.
Прежде чем инвестировать в оборудование, учитывайте, что инвестиции окупятся со временем. Плюс эти машины необходимо будет обслуживать. Поэтому важно еще перед покупкой просчитать выгоду от такой инвестиции, принимая во внимание различные нюансы.
1. Эффективность работы упаковочного оборудования.
Производитель товаров часто рассчитывает объем производства, исходя из заявленной поставщиком скорости работы оборудования (обычно они составляют от 50 до 3 тыс. упаковок в минуту). Однако низкая эффективность оборудования (постоянные остановки, большое количество брака) могут снижать финальный объем в два и более раза. Под эффективностью понимается процентное соотношение выпущенной продукции к заявленной скорости работы за один и тот же отрезок времени, включая всё необходимое регламентное обслуживание оборудования.
Например, одна и та же машина при заявленной в документации скорости «50 упаковок в минуту за смену 8 часов» (а это 24 тыс. штук), при эффективности 60%, произведет 14,4 тыс. штук, а при эффективности 95% ― 22,8 тыс. штук.
Когда производитель продуктов закупает оборудование, он рассчитывает свою производственную программу, исходя из своих рабочих часов и заявленной скорости работы оборудования. Если оборудование работает не на полную мощность, он недопроизводит продукцию, а значит теряет свои доходы.
Иногда правильно выбранный процесс упаковки и тип используемой тары может дать производителю экономию до 60 % от существующей стоимости тары. Например, один производитель детского питания установил упаковочное оборудование, которое формирует пакет из рулона вместо оборудования, которое использует готовый пакет. За счет этого он экономит в месяц до 400 тыс. евро. С другой стороны, производители кормов для животных используют только готовые пакеты, поскольку хотят исключить риск негерметичного пакета в процессе стерилизации в автоклаве или позже, в продаже.
Важный момент при выборе оборудования и снижения издержек ― его гибкость. Это возможность использования различных видов и типов материалов ― от самых дешевых до высококачественных, возможность смены размера, объема тары и фасуемого продукта внутри. В таком случае, можно использовать только один автомат для выпуска широкого ассортимента продукции и не инвестировать в каждый новый вид отдельно.
2. Размещение, объем и вес продуктов на паллете.
Более 90% всех продуктов сегодня перевозится на деревянных европаллетах с фиксированным размером 1200 х 800 мм. Производителю нужно разместить свои упаковки так, чтобы на поддоне не было свободного места. При этом коробки не должны висеть в воздухе по краям. Одновременно важно, чтобы вес упакованных продуктов на паллете позволял загрузить их максимальное количество в контейнер или фуру.
Перевозки становятся все дороже и поэтому стеклянная или жестяная тара сегодня значительно проигрывает пластиковой упаковке. Один и тот же объем продукта в стекле на 30 – 70% тяжелее, чем в пластике, а значит транспортировка выгоднее при перевозке более легких упаковок.
Рассчитываем выгоду по формуле
Как уже говорилось, выгодный вариант упаковки ― соотношение эффективности и производительности. Анализировать этот фактор нужно уже на этапе выбора оборудования, а не после установки.
Формула расчета эффективности проста: количество упаковок в минуту (по паспорту) умножаем на время работы смены, и делим полученную сумму на фактически произведенное количество упаковок. Если полученный процент получился ниже 80%, стоит задуматься, правильно ли выбрано оборудование.
Важную роль играют технические параметры используемых материалов. Иногда более дешевые машины используют только высококачественные, дорогие материалы, а машины, которые стоят в 2 – 3 раза дороже ― материалы на 20 – 30 % дешевле. Учитывая, что оборудование закупается только раз в 3 года, а упаковочные материалы ― каждую неделю, эта разница может дать экономию в год, соизмеримую с разницей в стоимости между дорогим и дешевым оборудованием.
Все перечисленное можно легко отобразить в цифрах и поэтому лучшая рекомендация ― заранее составлять техническое задание и указывать все необходимые и важные для производителя параметры в контракте на закупку. Тогда можно будет определить критерии приемки оборудования при установке на площадке.