Новые фокусы развития вендинга по итогам выставки VendExpo-2021

В этом году, спустя двухлетнюю паузу из-за пандемии COVID-19, компании-участники делились своим новым приобретенным опытом и реализацией экстренных мер, а количество посетителей едва помещалось в павильоне Экспоцентра. У каждого – свой путь, но большинство отмечают возросшую роль качества реализуемого товара, коммуникаций, программ лояльности, безналичных и биометрических платежей.

INPAS
INPAS

«Мы выживали, как могли» – мог бы быть девиз прошлого 2020 года от лица всех предпринимателей. Вендинг не стал исключением, и многим пришлось пересмотреть свой бизнес и весь опыт взаимоотношения с клиентами. Те, кто пошел по пути изменений, уже смогли оценить их положительное влияние на показатели продаж и продолжают трансформироваться.

Давайте посмотрим, на какие области стоит обратить внимание, чтобы заполучить лояльность клиентов, а, значит, в конечном счете повысить свой оборот.

Качество товара как фундамент

Сегодня покупатель интересуется разными сферами жизни: ему важно, что он ест/пьет; он выборочно потребляет информацию; стремится полезно проводить досуг и меньше тратить времени на рутину. Он стал больше разбираться в том, что ему по-настоящему интересно – его сложнее обмануть, даже если очень захотеть.

Это сказывается и на его предпочтениях, стоя у торгового аппарата в раздумьях «Что же купить?». Теперь, например, кофе в капсулах значительно проигрывает зерновому помолу. Да и зерно зерну рознь, так как это влияет на сбалансированность и насыщенность вкуса. Качество молока, которое используется для приготовления очень популярных капучино и латте, тоже влияет на удовлетворение от напитка и желание клиента вернуться снова.

С продуктами питания – аналогично, плюсом идет предоставление выбора. А можно пойти дальше и позаботиться о клиенте, о его пищевых пристрастиях и ограничениях, дополнительно указав на ценнике калорийность, отсутствие сахара и т.п.

Источник: unsplash.com
Источник: unsplash.com

Старожилы вендингового рынка рекомендуют выбирать известных=проверенных поставщиков ингредиентов, напитков и продуктов питания. Скорее всего, их цена не будет самой низкой, но зато владельцам сети торговых аппаратов это сделает армию постоянных клиентов. Также важно не забывать про поддержание исправности и внешнего вида (привлекательность, аккуратность, чистота) самого вендингового автомата. Среди действенных способов контроля отмечают механизмы регулярной фото- и видеофиксации.

Коммуникации для имиджа и продаж

Если раньше вендинг стоял несколько в стороне от целевого присутствия в социальных сетях и других публичных каналах, то сейчас многие осознали, что с клиентом нужно общаться, настигая его, так скажем, в местах привычного пребывания.

Так, многие научились «пилить контент» и видят от этого мгновенную отдачу: выше узнаваемость и вовлеченность среди конечных покупателей, получение заказов прямо в канале от B2B-клиентов – владельцев торговых аппаратов.

Отмечено, что мало кто использует сам автомат как собственный рекламный носитель. А ведь там есть, где разгуляться: можно перекрасить корпус, обклеить боковые поверхности любой ценной для клиента информацией, разместить сверху световые короба, крутить проморолики на сенсорных экранах. В общем – уходить от стандартного дизайна от производителя, чтобы выделиться на общем фоне, запомниться и облегчить клиенту поиск в следующий раз.

Амбициозным новичкам на старте предлагается больше внимания уделять брендингу: миссия компании, название сети, визуальные коммуникации.

Программы лояльности как способ больше продавать

Ритейлеры избаловали нас регулярными спецпредложениями. Заходя в магазин, покупатель сразу осматривается: «Тааак, что у нас сегодня по акции?». При выборе магазина или какой-то услуги, многие обратятся к тем, кто начисляет баллы, кэшбеки или предлагает другие «плюшки», заманивая на многократное посещение.

Если раньше вендинг не задумывался об этом, то сейчас он стремится к аналогичному подходу. Ничто не мешает реализовать популярные механики: промоды на первую, N-ую покупку; скидка/подарок за покупку N единиц товара; приведи друга и т.п.

Все, что нужно предпринимателям: безграничная фантазия, CRM-инструмент для отслеживания клиентов и ИТ-ресурс (штатный или на аутсорсинге) для внедрения. На рынке уже есть готовые апробированные решения.

Пример реализации системы лояльности SwitchSales на терминалах <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fprimikartu.ru%2Fvending%2Fpax-d200.html&postId=225869" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">PAX D200</a> INPAS
Пример реализации системы лояльности SwitchSales на терминалах PAX D200 INPAS

Безналичные платежи как стандарт де-факто

Вот как сказал один из спикеров деловой программы о необходимости принимать безналичные платежи: «Если у вас нет эквайринга, то придут те, у кого он стоит, и так или иначе выдавят вас». Действительно, люди все реже носят наличные с собой и предпочитают оплачивать покупки безналом, что подтверждает Центробанк, оценивая долю безналичных платежей в России в 70,3%.

Наличие банковского терминала на торговом автомате позволяет еще и соблюдать законодательство, которое с 01.02.2020 года обязывает торговцев установить дисплеи, с которых можно считать QR-код (как альтернатива электронному чеку) при завершении покупки и после выдачи товара.

Терминалы и smart-киоски INPAS
Терминалы и smart-киоски INPAS

Биометрические платежи как тренд

Самая популярная и живая тема для обсуждения стала биометрия. Уже есть первые внедрения в традиционном ритейле. Так что же нужно, чтобы это заработало? С точки зрения продавца потребуется биометрическое оборудование с камерой для считывания лица. С точки зрения покупателя предстоит пройти такой путь:

1. Сдача биометрии

· сдать образцы биометрии (фото + голос) в отделении банка (232 банка на текущий момент);

· привязать образцы биометрии к данным пользователя в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единую биометрическую систему (ЕБС);

· привязать свой счет к сданной биометрии.

2. Оплата биометрией

· терминал делает фото покупателя;

· фото отправляется в ЕБС;

· ЕБС проверяет фото и наличие средств на счету;

· одобрение оплаты и списание денег со счета покупателя.

Преимущества для покупателя: не нужны ни наличные, ни банковская карта, ни даже смартфон — достаточно «предъявить» свое лицо, и платеж состоится.

Преимущества для торговой точки: рост среднего чека, трафика в торговой точке и удовлетворенности покупателей.

VendExpo-2021 показал, что проще и дешевле создавать всю инфраструктуру бизнеса планово, а не когда на то вынуждают внешние обстоятельства. Нельзя позволить себе игнорировать инструменты продаж и маркетинга, которые работают в традиционном ритейле. Следить за новыми технологиями и внедрять те, которые уже получили популярность среди широких слоев населения – неизбежность. Да, нужно все время обучаться самому и обучать своих партнеров и клиентов, но стратегически это даст коммерческий эффект.

22
7 комментариев

Есть новая тема для раздачи черрз вендинг. Могу сделать софт. На остальное нужны партнеры.

Ответить

Поясните, пожалуйста, что имеете в виду под "раздачей через вендинг"? 

Ответить

Валентин, вы не правы) если в личке не пишут, значит, скорее всего, уже разложили по полочкам, в том числе и возможные товары для продажи)) на то и старожилы вендинга) сто раз попробовали, столько ж обожглись и шли дальше. а вот когда не пишут и делают инфо тайной, то здесь как раз проскадьзывает мысль, что человек ен понимает специфику российского вендинга.  в мире и в россии - по разному развивается вендинг. а предложить товар каждый может

Ответить