Личный опыт: cоздание «с нуля» ювелирного интернет-магазина, часть вторая

В прошлой статье я делился опытом создания «с нуля» интернет-магазина ювелирных изделий. Кому интересно — почитайте здесь:

Наша страничка в ФБ — 13,6 тыс. подписчиков
Наша страничка в ФБ — 13,6 тыс. подписчиков

Не тратьте деньги на рекламу вне интернета.

Итак, расскажу как мы раскручивали магазин. Я человек, который помнит старые, добрые времена, когда работала реклама в классических СМИ (пресса, радио, ТВ). Так вот - забудьте !

Eсли Вы не глобальный бренд, готовый тратить десятки тысяч евро на обложки модных изданий и на рекламные баннеры по всему городу, то не надо даже пробовать.

Реклама в прессе - выброшенные деньги
Реклама в прессе - выброшенные деньги

Что меня не устраивает в традиционных, а скорее отмирающих СМИ:

Первое : невозможно проверить сколько реально людей увидели твою рекламу и сколько из них добралось до тебя. А интернет эту возможность дает. Испробовано неоднократно !

Второе : цена на размещение рекламы в традиционных СМИ неадекватно высока. Цена не соответствует качеству ну никак.

Возможно мой опыт вызван спецификой Латвии. Здесь, из-за ничтожно малого размера рынка, классическая пресса, радио и ТВ очень сильно деградировали и не могут конкурировать с другими изданиями из той же России или Европы. По понятным причинам, размещать рекламу небольшого магазинчика в таких изданиях бессмысленно.

На данный момент у странички нашего магазина в ФБ почти 14 000 подписчиков, столько нет почти ни у одного подписного издания в Латвии. Так зачем выбрасывать деньги ?

Так что вся реклама, на 100% у нас только в интернете.

COVID - 19 в помощь интернет-магазину !

Закрытые из-за COVID19 магазины
Закрытые из-за COVID19 магазины

Начиная раскрутку интернет-магазина, мы хотели через его рекламу привлечь покупателей в офлайн. И были искренне рады, когда наши доходы от продаж через интернет стали покрывать затраты на рекламу, а позже и затраты на менеджера интернет-магазина.

Все поменял COVID 19 ! Как говорится : "Не было бы счастья, да несчастье помогло." Начались ограничения, связанные с возможностью обслуживать клиентов в нашем магазине, затем какое-то время офлайн был и вовсе закрыт и интернет-магазин оказался в принципе единственным источником продаж.

Приведу несколько цифр: в 2020 году объем продаж в интернете удвоился по сравнению с доковидным 2109, а сейчас на 1 мая 2021 года наш оборот составляет уже 80% от 2020 года. Цифры внушают оптимизм !

Сейчас у нас просто отличное время, так как с начала апреля отдельно стоящим магазинам, таким как наш, в Латвии разрешили работу. А вот торговые центры, где свои магазины разместили основные игроки на рынке торговли ювелирными изделиями до сих пор закрыты и, как результат, конкуренты испытывают серьезные проблемы.

FB или Google ?

FB & Google
FB & Google

Итак про рекламу. Мы начали продвигать свой магазин по двум основным каналам - FB и Google Adwords. Yandex и российские соцсети не рассматривали в принципе, так как в Латвии они не так распространены. Бюджеты были примерно равными - от 400 до 800 евро в месяц. С одной лишь разницей - страничку в FB для нас ведет и продолжает вести один человек, а вот рекламу в Google мы делали через специализированное агентство. Это был непростой и недешевый опыт. Нужно оплатить настройку аккаунта, подготовку кампаний, ежемесячную плату за ведение кампании и, конечно, выделять бюджет на платные объявления.

В итоге, примерно через год, мы полностью отказались от размещения платной рекламы в Google. Мы не чувствовали реальной отдачи от нее, не понимали на сколько она эффективна. Возможно, дело в моем непрофессионализме и неумении более конкретно ставить задачу агентству. Но, в данном случае, я описываю свой опыт с позиции рядового заказчика, который не является профессионалом в области интернет-рекламы. В противном случае я бы писал бы абсолютно другую статью типа "Как я за 200 евро раскрутил ювелирный магазин" или что-то похожее.

Отказавшись от платной рекламы в Google мы вообще не потеряли ни оборот ни трафик посетителей сайта. И, в итоге, сконцентрировали все усилия на рекламу в Фейсбуке. За это время мы опубликовали тысячи постов, платных и бесплатных, провели сотни рекламных кампаний. Некоторую сложность для нас создает необходимость создавать посты на двух языках - русском и латышском, не всегда понятно кому попадется на глаза твоя реклама и какая будет реакция на неродной язык.

Что мне нравится в ФБ - возможность адресной рекламы. Мы часто рекламировали конкретные изделия и коллекции и сразу чувствовали эффект. Клиенты покупали именно эти изделия либо приезжая в магазин, либо через интернет. Это дает возможность почувствовать, что реклама реально работает.

Дважды на помощь нашему штатному SMM-ку мы привлекали рекламные агентства, которые создавали отдельные рекламные кампании. Хотели получить больше покупок, новую аудиторию и привлечь новых лояльных клиентов. Надо сказать, что оба раза все шло по одному шаблону - начальный бюджет на разработку кампаний, затем запрос на очень серьезное увеличение рекламного бюджета, кратковременный всплеск продаж (который в принципе просто окупал увеличение затрат на рекламу, но не более того) и спад. Мой совет - бойтесь активных молодых SMM-щиков, уверенных в своей гениальности, настойчиво навязывающих Вам новые идеи. Они быстро загораются, а затем также быстро затухают и заканчивается все тем, что они находят новую "жертву" для своих рекламных экспериментов, а тебя продолжают обслуживать по остаточному принципу. Чувствуешь себя обманутым - "поматросили и бросили".

Но, с другой стороны, только через ошибки получается найти хорошее качественное рекламное агентство, которое устраивает тебя. Мы такое нашли только через несколько лет и пока довольны результатами работы. Агентство работает параллельно с нашим SMM, практически не пересекаясь. Как обычно, мы ставим текущие посты, а агентство размещает различные платные рекламные объявления (карусели) и баннеры. По отзывам многочисленных клиентов, они видят нашу рекламу постоянно и она им нравится. Но, главное, что мы видим реальный рост продаж - это лучшая оценка эффективности рекламных кампаний.

В данный момент мы разрабатываем новую рекламную стратегию, а именно вывод в FB объявлений изображений наших изделий, с меткой, кликнув на которую клиент сразу переходит в интернет-магазин и может купить его моментально. Посмотрим, как это сработает.

Также, после долгой паузы, возобновили рекламу в Google, пока сложно оценить ее результаты, но устойчивый рост трафика на сайт и количество переходов с рекламных баннеров и объявлений в Google analytics виден.

Без скидок никуда...

Скидки
Скидки

Регулярные скидки - наша основная рекламная стратегия. Да, знаю, на всех семинарах и вебинарах профессионалы критикуют этот подход и, наверное они правы. Сколько ни пытались держаться без них - не получается. Сразу наблюдается резкий спад продаж, а постоянные клиенты прямым текстом говорят, что ждут скидок. Могу подтвердить, теория о том, что предлагая клиентам постоянные скидки, тебе уже не вырваться из этой порочной практики верна. Если Вы сумеете создать магазин или бренд, который будет успешно продавать товар без скидок - Вы большой молодец !

Возможно, нужно набраться смелости и работать без скидок долгое время. Увы, мы себе позволить не можем, так как наш финансовый ресурс ограничен и работать с убытками, в расчете на то, что рано или поздно клиент начнет приходить к нам и покупать товар без скидок, мы не можем.

Справедливости ради, хочу заметить, что скидки в ювелирке в Латвии - это стандартная практика. Постоянно конкуренты запускают разнообразные скидочные акции, причем от 30 до 50% и не предлагая тоже самое, ты можем своего клиента в принципе не дождаться никогда.

Instagram - новый канал продвижения

Instagram logo
Instagram logo

Все кругом утверждают, что Instagram более эффективен, чем ФБ. В наших планах начать активную работу в этой соц. сети, но пока столкнулись с тем, что на нашем крохотном рынке не так много людей, которые реально разбираются в тонкостях рекламы в Instagram. Что интересно, несколько человек озвучивали версию, что популярность Instagram более характерна для РФ, чем для Латвии. Ну придется проверить это на практике.

Прочитал свой текст - опять получился "лонгрид". Поэтому о наших планах на будущее, торговле по системе дропшиппинг, вендинговом аппарате для торговли ювелирными изделиями и планах на создание ювелирного маркетплейса напишу в третьей, заключительной, части статьи.

Подписывайтесь на мой блог и следите за новыми статьями, буду Вам всем очень признателен.

23
19 комментариев