AliExpress становится «российским» маркетплейсом. Зачем ему это и что означает для всего российского ритейла

Последние 10 лет AliExpress рос в России рекордными темпами. Но с 2019 года объем трансграничной торговли снизился на 25%, зато доля российских маркетплейсов выросла до огромных 86%. И страх перед «вирусом по почте» тут не при чем.

AliExpress становится «российским» маркетплейсом. Зачем ему это и что означает для всего российского ритейла

Что случилось?

На самом деле снижение спроса наметилось ещё до коронавируса: в 2019 году количество посылок из Китая упало на 7,1%, хотя в предыдущие годы стабильно росло. Дело в том, что цены на китайские товары выросли вместе с долларом, а лимит беспошлинного ввоза, наоборот, снизился. При этом отечественные маркетплейсы сильно окрепли: налаживали логистику, ускоряли доставку и расширяли ассортимент и в итоге стали самым быстрорастущим каналом онлайн-продаж в России в 2020 году. Ozon только за один прошлый год вырос на 144% (оборот — 197,4 млрд рублей), Wildberries — на 96% за год (437 млрд рублей).

Статистика ePN
Статистика ePN

На графике видно, что помимо ноября (период самых масштабных распродаж в Китае — Дня холостяка 11.11 и Черной пятницы) пользователи показывают стабильно более высокий интерес к локальным магазинам, чем в те же месяца прошлого года.

Российские магазины стали гораздо активнее изучать поведение и потребителей, и селлеров. Из-за этого AliExpress оказался в сложной для себя ситуации. Месяцы ожидания посылки, с которыми китайская платформа ассоциировалась в сознании массового покупателя, снижали её конкурентоспособность на фоне локальных продавцов, готовых прислать покупки с курьером уже завтра. И хотя значительное количество российских селлеров перепродают именно товары из Китая с наценкой, покупатели, чтобы скорее получить нужную вещь, готовы были немного переплатить.

Чем ответит AliExpress

AliExpress русифицировался ещё в 2012 году, в 2019 была организована AliExpress Россия (создана российскими компаниями Мегафон, РФПИ и Mail.ru Group и китайской Alibaba с долей российского участия 52%). Но новые условия трансграничной торговли задают тренд на очередные этапы развития. Теперь площадка планирует увеличить долю рынка внутри страны — ставит на локальных продавцов и предоставляет им специальные условия:

  • Субсидирование скидок на товары российских продавцов (платформа покрывает их расходы) стимулирует интерес покупателей.
  • Первые 100 товаров каждого нового продавца не облагаются комиссией, и первые 60 дней хранятся на складе бесплатно.
  • Отменена комиссия за внешний трафик. Если продавец приводит покупателей из собственных каналов (сайта или соцсетей), то пользуется инфраструктурой маркетплейса фактически бесплатно.
  • Школа продаж” — бесплатный образовательный проект по ведению бизнеса на маркетплейсе. В вебинарах и подкастах можно узнать обо всех аспектах торговли — от логистики до продвижения.

Кроме того, AliExpress заключил стратегическое партнерство с Почтой России и развивает с ней совместную логистику, маркетплейс открывает новые кобрендинговые пункты выдачи со Связным, запускает самовывоз из локальных магазинов. Запущен раздел "Есть" - с товарами первой необходимости и продуктами с доставкой от 15 минут (Самокат, Вкусвилл, Метро, сервис бронирования лекарств в аптеках). Теперь вернуть товар на AliExpress можно бесплатно и без объяснения причин. За некоторые товары покупатель платит меньше, а часть площадка доставляет бесплатно. А с апреля 2020 большинство обращений из чата обрабатывается на русском.

Все эти условия помогли за прошедший год привлечь на AliExpress 45 000 локальных продавцов, большинство из которых — представители малого и среднего бизнеса. Сейчас они обеспечивают платформе 25% оборота. Учитывая, что у российских покупателей, как правило, нет строгой приверженности к одной площадке, можно прогнозировать: в скором времени AliExpress ждёт ещё больший рост.

23
21 комментарий