Ozon и Минсельхоз выведут настоящих фермеров на маркетплейсы
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации намерено подписать соглашение с Ozon, которое поможет пополнить продукцией российских фермеров ассортимент маркетплейса. Это важное решение, поскольку сегодня фермеры сильно зависимы от торговых сетей и сильно ограничены в каналах сбыта.
Современная ситуация на рынке фермерской продукции
Ситуация сложная и непонятная просто потому, что конкретных критериев фермерской продукции пока не существует. По сути, фермерское — свое, родное. То, что вырастили в полях и огородах и поставили на продажу. По факту, фермерскими продуктами крупный ритейл называет все, что попадает на так называемую “фермерскую полку”. А на нее стабильно попадают товары, произведенные большими промышленными организациями. Производители тоже не отстают — фермерский творог и куриные яйца, зелень и овощи с грядки — все эти надписи красуются на этикетках по одной причине: если нет критериев, то нет и запрета на подобные наименования.
С другой стороны, настоящие фермеры тоже не очень готовы выйти на рынок. Точнее, на рынок — готовы, а вот оказаться на полках торговых сетей и маркетплейсов — чаще всего нет. Тому есть несколько причин:
- технологическая отсталость фермерских производств (чаще они просто не готовы к упаковке и производству в соответствии с официальными требованиями);
- нестабильность характеристики продукции (от поставки к поставки они могут отличаться как визуально, так и по вкусовым качествам);
- недостаток знаний о правилах работы с ритейлом.
Сельский час
На самом деле, на Ozon уже продается ряд фермерских продуктов. Но по словам главы Минсельхоза Оксаны Лут, в рамках реализации договора их станет больше. По сути, площадке почти законодательно разрешат организовать оборот товаров, которые контролировать сложнее, чем позиции в коробках и с фабричными штрих-кодами — продавать овощи и другие продукты без определенного срока хранения. Это позволит маркетплейсу принимать продукцию у малых предпринимателей, подсобных хозяйств и фермеров.
А что на Ozon сейчаc?
Продажи овощей, фруктов и зелени, конечно, не сравняться с показателями электроники или одежды. Но, возможно, это всего лишь начало. Когда данная категория будет представлена на маркетплейсе сотнями предложений, тогда и обороты продавцов могут вырасти. Пока же ситуация выглядит так. В категории товаров «Овощи, фрукты и зелень» продажи исчисляются сотнями. В сводной таблице ниже данные продаж категории за последние 30 дней.
Или же взгляните на продажи товаров в категории "Мясо и птица". В списке даже фермерские продукты — маленький, но верный шаг.
С молочными продуктами ситуация складывается также — обороты продукции пока маленькие, а в списке товары крупных производств и известных брендов.
И тут, кстати, вопрос — как будет регулироваться оборот сельскохозяйственной продукции, поставляемой на маркетплейсы малым бизнесом. Полагаем, что это станет основным камнем преткновения и займет больше всего времени при выводе таких продуктов на Ozon. Главное, чтобы все работало четко, понятно и по правилам, а не как у продавцов, которые даже без дополнительных соглашений Минсельхоза умудряются торговать на Ozon продуктами, чуть ли не домашнего производства. О таких примерах, которые нам удалось найти на маркетплейсе мы недавно писали тут -