Мир вам! Wildberries заявил, что «Мир» стал лидером среди покупателей, а заказы выросли. Мы нашли нестыковки в релизе
Они спорили, спорили и наконец доспорились. Пока продавцы и платежные системы воют с Wildberries на фоне скандала с 2% комиссией, покупатели приняли свое решение и успокоились. По крайне мере, по словам самого маркетплейса.
Он выпустил пресс-релиз в котором указал на то, что все было не зря и клиенты площадки доказали свою любовь к отечественной платежке и самому WB. Однако, читать этот релиз стоит между строк и тогда у вас возникнет немало вопросов.
Что произошло?
Еще 15 августа в рейтинге платежных систем, которыми пользовались клиенты WB, первые места занимали Visa и MasterCard. "Мир" занимал уверенное третье место. Потом наступило 16 августа, завирусился скандал с Wildberries и покупатели в одночасье узнали о том как совершать покупки на маркетплейсе без дополнительных трат. Уже 20 числа "Мир" занял первое место по объему онлайн-транзакций на Wildberries, а бывшие лидеры сползли вниз. Так утверждает сам маркетплейс. И, на самом деле, эта новость появилась очень вовремя - так площадка может доказать всем, что оказалась права и сделала доброе дело. Но есть но.
Фиктивный мир
Свое место среди популярных средств оплаты нашел и SberPay. По словам WB, объем транзакций через систему, только за скандальную неделю, вырос в 5 раз. Вот так звучит официальное заявление маркетплейса.
Тем временем, всего через неделю после изменения платежной политики Wildberries "Мир" стала самой популярной платежной системой у покупателей площадки, а объем транзакций через SberPay вырос в 5 раз на маркетплейсе
И тут есть вопросы. Маркетплейс так явно пытался угомонить иностранные платежные системы, доказать свою правоту и навести мир во всем e-commerce, что не заметил главного: если оплачивать покупки через SberPay картами Visa и MasterCard, то комиссия в 2% не будет добавлена к стоимости товара. Занавес.
Если оплачивать покупки картами Visa и MasterCard, то оплачивать комиссию в 2% не придется.
То есть пятикратный рост платежей через SberPay может быть связан не с популярностью системы, а с тем, что клиенты просто продолжили использовать привычные карты, просто привязав их к сберовской оболочке. Чем и как платили через SberPay покупатели, Wildberries почему то не указывает. Уверены, если бы речь шла о картах "Мир", об этом точно бы упомянули в пресс-релизе.
Кстати, точно также оплатить покупки можно через систему быстрых платежей: карты Visa и MasterCard привязываются к ней на ура, а вот комиссии - нет.
Еще пара сомнений
Еще несколько красивых упоминаний от Wildberries - площадка не просто подсчитала количество платежей картами разных платежных систем, но проанализировали объемы продаж за этот период. Почему то, все, что произошло на Wb с 16 по 20 августа, маркетплейс связывает исключительно с популяризацеий карты "Мир". Например, уверен, что рост продаж связан именно с этим. Мы трактуем заявление пресс-службы Wildberies именно так.
Как мы уже неоднократно подчеркивали, введение скидок не нарушает ни российское законодательство, ни правила самих международных платежных систем. После того, как в Wildberries довели информацию до покупателей о скидках при оплате различными платежными системами, как мы видим, они сделали свой выбор. Выросло и количество заказов на Wildberries: с 16 по 22 августа на 171% год к году
Вообще удивительно связывать эксперимент с выведением дополнительной комиссии с ростом популярности маркетплейса. Ведь, как минимум, скидок на товары на площадке не появилось. Одно дело, если бы все позиции разом подешевели на 2% для владельцев карт "Мир". Но на деле, товары сохранили прежнюю стоимость, а владельцы Visa и MasterCard стали покупать их дороже.
Посмотрите на кривую, которая отражает объем заказов на Wildberries за весь август 2021 года. Нельзя сказать, что в период с 16 по 20 августа площадка ощутила резкий всплеск покупательской активности.
Если мы говорим о неком росте продаж к году (в сравнении с 2020), то он имеет место быть хотя бы потому, что в последнее время вырос весь отечественный e-commerce. Мир имеет к этому посредственное отношение.
Итого, все о чем Wildberries поспешил заявить, звучит как очередной инфоповод, который маркетплейс забросил в новостные ленты на волне хайпа. Новость растиражируют, покупатели узнают о добрых делах маркетплейса, а после может и банки с платежными системами успокоятся.
Но если читать между строк, то получается, что Wildberries продолжает обижать даже покупателей. Кому-то товар продадут по обычной цене, кому-то с картой Visa - дороже, а третьему (с той же Visa) - без комиссий и через SberPay.
С другой стороны, если все было задумано как хороший пиар отечественной платежной системы и сервиса Сбера, то шалость Wildberries точно удалась.