Какие кассы самообслуживания выбирает ритейл?
Несмотря на кажущееся разнообразие касс самообслуживания, существует всего несколько основных типов таких устройств. Они могут различаться комплектацией – подробно о том, из чего состоят КСО, мы уже писали – а также по типу исполнения. В этой статье сосредоточимся на автоматизированных кассах для торговли.
Предыдущие статьи на тему касс самообслуживания:
Конечно, электронные кассиры уже стали привычной деталью интерьера не только в магазинах. Их охотно используют в заведениях общественного питания – особенно в сегменте фастфуда с его плотным потоком клиентов.
Напомним, что выбор и внедрение кассы самообслуживания сильно зависят от бизнес-процессов компании. О разработке КСО под нужды заказчика можно почитать здесь.
И все же ритейл, особенно продуктовый, пока остается самым активным и массовым пользователем касс самообслуживания. Электронные терминалы стоят уже почти во всех крупных сетях, причем не только в столицах, но и в регионах. Автоматизация торговли, вообще, стала одним из основных современных трендов – это подтверждает и сентябрьский New Retail Forum 2021.
Кассы самообслуживания для магазинов – какими они бывают?
Можно выделить два конструктивных типа:
1. Единый напольный комплекс с управляющим терминалом, который включает сканер, сенсорный монитор, принтер, POS-терминал.
Комплекс может быть закреплен на «ноге» или же на специальной мебели (столе, тумбе, полке), куда можно поставить корзину или положить товары. В любом случае нужно тщательно продумать как удобное место размещения, так и надежный способ крепления терминала – чтобы его нельзя было уронить. Если магазин арендует помещение у торгового центра, скорее всего, установку придется согласовывать с его администрацией.
2. Набор разрозненного оборудования, установленного на мебели или закрепленного на стене. В него могут входить сенсорный монитор, ручной сканер, отдельно стоящие весы, принтер, POS-терминал.
Комплекс может быть закреплен на «ноге» или же на специальной мебели (столе, тумбе, полке), куда можно поставить корзину или положить товары. В любом случае нужно тщательно продумать как удобное место размещения, так и надежный способ крепления терминала – чтобы его нельзя было уронить. Если магазин арендует помещение у торгового центра, скорее всего, установку придется согласовывать с его администрацией.
С точки зрения комплектующих кассы самообслуживания в продуктовом ритейле делятся на устройства с весами и без. Этот момент мы разбирали в прошлой статье. На наш взгляд, лучше обойтись без весов, так как они часто глючат и зависают.
Если бизнес-процессы не позволяют разместить весы в зале и взвешивать товары в момент сбора, то придется все-таки поставить весы на КСО. Другой вариант, который подойдет, если весовые товары попадают в покупательскую корзину редко, – взвешивать и пробивать их на классической кассе с кассиром, а кассы самообслуживания использовать только для неразвесных продуктов.
Автоматизированные кассы с весами обычно состоят из управляющего терминала, модуля умных весов и стола/тумбы для продуктов. Для экономии места от мебели можно отказаться, но это сильно снизит удобство пользования: покупателям будет некуда ставить корзины и класть продукты. Подобный вариант подходит для «магазинов у дома», где объемы покупок невелики.
Крупные сети наряду с полноформатными иногда ставят и облегченные, более компактные варианты КСО, например, в качестве экспресс-касс для клиентов с парой-тройкой товаров.
Кассы самообслуживания в продуктовых сетях
«ЛЕНТА»
В гипермаркетах «Лента» как раз используются два типа касс самообслуживания, которые обслуживают разные процессы покупки.
1. Компактные экспресс-кассы на «ноге» для поклонников системы Лента-СКАН. В этом варианте покупатели прямо в процессе закупок сканируют все выбранные товары ручным сканером. Для оплаты нужно с его же помощью считать QR-код на экране терминала и передать кассе информацию о сумме покупки. То есть в комплектацию этой КСО (помимо неизменного управляющего компьютера) входят сенсорный экран, POS‑терминал и принтер чеков.
Кстати, данная система помогает компании собирать данные о поведении клиентов для дальнейшего улучшения сервиса.
2. Кассы самообслуживания со столом – для клиентов с большим объемом покупок, которые не пользуются ручными сканерами. Здесь в комплект входит встроенный сканер штрих-кода с широким углом обзора, весы, принтер чеков и считыватель карт:
Вот что говорит о практике самообслуживания директор по цифровым инновациям и IT «Ленты» Сергей Коротков:
Удобные сервисы самообслуживания – это отличительная черта «Ленты». Благодаря им мы делаем покупки в наших магазинах более быстрыми, удобными и, что немаловажно в текущей все еще непростой ситуации, безопасными. Мы рассматриваем развитие таких цифровых сервисов как неотъемлемую часть нашего ценностного предложения, основой которого является уникальный покупательский опыт.
«АШАН»
Изначально компания реализовала схему, при которой сотрудник магазина пробивал товары и выдавал талон на оплату, а расчет покупатель совершал уже самостоятельно, в терминале. В прошлом году в гипермаркетах сети появились полноценные напольные кассы самообслуживания, где клиенты сами сканируют свои покупки:
Интересно, что только в кассах самообслуживания «Ашана» мы встретили модули приема наличности и выдачи сдачи. Электронные кассиры других супермаркетов обходятся без этого устройства. Можно предположить, что «Ашан» провел исследование своих покупателей и выяснил, что многие из них все еще пользуются наличными.
«Пятерочка» и «Перекресток»
В магазинах X5 Retail group используют кассы самообслуживания с весами и без, с различными размерами экранов и разной конфигурацией столов. Выбор решения зависит от конкретной точки, чей формат может варьироваться от небольшого «магазина у дома» до полноценного гипермаркета.
Касса самообслуживания в «Перекрестке» с экраном 21,5″. Такие же терминалы можно встретить и в других магазинах сети X5 Retail Group:
Еще один вариант автоматизированной кассы в «Перекрестке»:
METRO
В гипермаркете Metro на кассе самообслуживания мы обнаружили самый большой стол для покупок:
Что ж – ритейлер, торгующий мелким оптом, хорошо знает и особенности своего предложения, и привычки своих клиентов.
«МясновЪ»
Сеть пошла по пути экономии, выбрав не совсем классическую кассу самообслуживания. Их клиенты привязывают товары из разных отделов к специальной карте гостя с RFID-метками, а затем оплачивают покупку целиком на обычной или автоматизированной кассе. Последняя представляет из себя компактный моноблок со считывателем фирменной карты:
«Магнит»
В супермаркетах сети также есть кассы самообслуживания – вполне классического вида и функционала:
А недавно компания анонсировала появление касс-трансформеров, способных работать как в режиме самостоятельной оплаты, так и с кассиром:
Многофункциональное устройство поможет оптимизировать обслуживание в зависимости от загрузки персонала и объема покупательских корзин. Тестовые запуски уже показали уменьшение очередей. А еще – это интересный способ отстройки от конкурентов.
«Мираторг»
Кассы самообслуживания в этой сети оснащены двумя сканерами: ручным и встроенным, с широким углом обзора:
Решение, на первый взгляд, выглядит спорным: ручные считыватели обычно оправданы в магазинах, где много тяжелых или крупногабаритных товаров, которые неудобно подносить к стационарному сканеру. Но, вероятно, у компании были основания считать, что именно такая комплектация КСО порадует клиентов и сделает их более лояльными.
Региональные сети
Ритейлеры в регионах тоже идут в ногу со временем и устанавливают в своих магазинах кассы самообслуживания. Например, в гастрономах «Красный Яр» из Красноярского края уже почти год тестируют автокассы:
Как видим, их автоматизированные кассы укомплектованы по высшему разряду: есть и весы, и два вида сканеров – встроенный и ручной. А недавно красноярцы первыми в Сибири заменили обычные ценники на электронные.
А это касса самообслуживания в магазине восточносибирской торговой сети «Слата»:
Кассы самообслуживания в непродовольственных сетях
Хотя продуктовый ритейл лидирует по части автоматизации покупок, КСО можно встретить и в непродовольственных сетях – например, в магазинах электроники.
Покупка техники – дело ответственное и нечастое. А потому терминалы самообслуживания, которые внедряют крупные компании вроде «Ситилинка» и «DNS», – не просто кассы для быстрой самостоятельной оплаты покупки. Это полноценный рабочий аппарат, открывающий доступ к каталогам, личному кабинету, специальным предложениям и информации о наличии товара в других торговых точках. А еще такие устройства умеют коммуницировать со смартфоном клиента, распознавать голоса и лица.
Так выглядят обновленные кассы самообслуживания в магазине сети DNS:
А вот так выглядит терминал на производстве:
Строительные и интерьерные сети (DIY) тоже используют кассы самообслуживания и информационные терминалы.
Так, у IKEA традиционные напольные КСО есть и в магазинах малого формата, и в гигантских гипермаркетах. Стандартное оснащение автоматизированных касс включает ручной сканер (вот тут – полностью оправдано), POS-терминал, монитор и принтер чеков:
А еще IKEA устанавливает киоски самообслуживания в своих ресторанах:
Касса самообслуживания в Leroy Merlin – установлена на специальном столе и также закономерно оснащена ручным сканером:
Ритейлеры одежды и обуви пока редко автоматизируют процесс покупки. Но вот какой интересный вариант касс самообслуживания предложил клиентам Decathlon:
Для идентификации товара и получения информации о цене в этом варианте КСО используется ящик с RFID-считывателем, куда нужно по одной опустить покупки. Для немногочисленного ассортимента без меток есть ручной сканер.
Как мы увидели, действительно, в ритейле массово используют напольный тип касс самообслуживания в различной комплектации – в зависимости от особенностей товара и поведения покупателей. В одной из следующих статей мы продолжим рассказ о видах КСО и посмотрим, какие из них характерны для кафе и ресторанов. Какие ещё вы видели кассы самообслуживания в ритейле? Делитесь пользовательским опытом.