Почему интернет-магазинам не место на маркетплейсах?
Ошеломительный рост в сотни процентов ведущих Российских маркетплейсов (МП) приводит к тому, что тысячи продавцов устремляются туда в надежде заработать. Это, в свою очередь, приводит к дополнительному росту маркетплейсов и объёму продаж, оборот растёт как снежный ком.
Статья написана с целью порассуждать и получить ваши комментарии на тему для кого в первую очередь подходят МП, такие, как Ozon или WB? Могут ли нормально себя там чувствовать интернет-магазины, у которых нет своего производства и своих товаров и которые работаю с чужих складов? Или же МП только для производителей и профессиональных продавцов брендов?
Закрытие интернет-магазинов
Не секрет, что большая часть ИМ являются простыми перекупщиками, работающими по схеме продпшипинга, то есть делают виртуальную витрину - сайт, склада не имеют, при получении заказа товар забирают у поставщика и отправляют клиенту. Так и торгуют. Или торговали до недавнего времени, пока МП не стали давить.
Почему давят МП?
Хотя МП существуют не первый год, но давление от них стало ощущаться особенно остро в последние год-два. Обусловлено это ростом ассортимента, конечно низкими ценами и неплохим сервисом. Тут тебе и быстрая доставка, и простые возвраты и возможность получать товары по самым дешёвым ценами. Да, факапы случаются, но в общей массе их немного, поэтому покупатели довольны и продолжают делать выбор в пользу МП.
На западе более 50% покупателей начинают свой виртуальный путь к товару на Amazon, минуя поисковики и другие рекламные каналы
На западе более 50% покупателей начинают свой виртуальный путь к товару на Amazon, минуя поисковики и другие рекламные каналы. То есть, если человек в штатах хочет что-то купить, то он сразу заходит на Амазон. В России перетекание аудитории также происходит на МП.
Это приводит к тому, что классические интернет-магазины в надежде вернуть трафик и хоть как-то удержаться на плаву (не говоря уже о росте), также пытаются разместиться на МП и сталкиваются с проблемой...
Проблемы при размещении на маркет плейсах
Проблема в следующем: один и тот же товар продают по 10-15 продавцов. При этом зачастую, если товар популярный, то ничего не мешает самому маркетплейсу включиться в продажи этого товара. Это приводит к тому, что, например, Ozon ставит карточки своих товаров в списке на первое место. Эти карточки серьёзно прокачены: имеют сотни положительных отзывов с оценкой 4,5-5 звезд, лучшую цены (даже ниже РРЦ производителя, о чём производитель не всегда знает или делает вид, что не знает), быструю доставку, бейджы а-ля “лучшая цена”, “экспресс доставка” и т.д. Подобный подход львиную долю продаж даёт именно Ozon, а не продавцам.
В результате обычный продавец вынужден конкурировать либо с самим Ozon, либо с производителем у которого он закупается. И если большинство производителей пока не проявляют сильную активность в продвижении своих товаров (они в основном просто выставляют их и если бренд более-менее известный, то люди и так покупают), то Ozon занимает нишу плотно, “блокируя” других продавцов низкой ценой.
Что в итоге?
С одной стороны трафик начинает активно перемещаться на МП, и это входит в привычку у покупателей. С другой стороны, на МП самые вкусные места заняты самим МП и производителями. Как в таких условиях войти на МП обычному интернет-магазину, который не является производителем или эксклюзивным представителем бренда? Или это конец эры мелких и средних интернет-магазинов?
Напишите, пожалуйста, что вы думаете. Если есть примеры небольших нишевых интернет-магазинов, которые хорошо себя чувствует в текущих реалиях, будет интересно увидеть примеры.