RetailРазбор: кто эффективнее?
Разложил несколько сетей по основным показателям последних периодов. У Mercury RG в открытом доступе есть не все данные. Винлаб добавил как противовес MRG. Выделил отдельно дискаунтер ДА! (некоторые его показатели прям радуют с аналитической точки зрения).
Как вы думаете, кто в следующем году - будет самым эффективным?
Показатель роста выручки за 9м:
- Лента: +4,9%
- ГК О’КЕЙ: +5,9%
- Х5: +10,2%
- Магнит: +14,5% (9,8% без Дикси)
- Fix Price: +24,7%
- Mercury RG: 26,5% (данные только за 6 мес 2021г.)
- Винлаб: 27,4%
- ДА!: 29,4%
Явный лидер - сеть ДА!, Винлаб наступает на пятки и по их стратегии развития сети до 2024г CAGR составит 35% г/г. (в третьем квартале Винлаб открыл 90+ ТТ, что сделало его лидером по относительным органическим темпам открытия магазинов г/г: +12,5%).
По MRG данные только по 1П 2021г, но по данным компании рост выручки за 2021г ожидается +25%. CAGR на 22-23гг ожидается в районе +27,5%. При таком прогнозе и без учета M&A к концу 24г MRG обгонит по выручке Магнит, а к середине 26г - Х5. Но это, конечно, фантазии - нас ждет много сделок M&A.
Магнит опережает Х5, но только благодаря покупке Дикси
Fix Price третий квартал подряд снижает темп роста выручки с 29,3% до 17,9%.
Явный лидер, если убрать эффект малой базы, - MRG с 25% роста. Третий российский ритейлер, по моему мнению, заставляет первых двух часто ходить в курилку.
LFL Показатели за 9 мес:
LFL Продажи (СрЧек, трафик):
- Лента: +0,7% (СрЧек: +2,6%, трафик: -1,9%);
- ГК О'КЕЙ: +2,4% (СрЧек: +0,2%, трафик: +2,2%);
- Х5: +3,7% (СрЧек: +2,1%, трафик: +1,6%);
- Магнит (без Дикси): +6% (СрЧек: +5,9%, трафик: +0,1%)
- Fix Price: +8,9% (СрЧек: +3,1%, трафик: +5,8%)
- ДА!: +13,7% (СрЧек: +4,6%, трафик: +9,1%)
- MRG: +18,6% (данные только за 1П 21г).
В этом показателе также лидирует MRG; по данным компании рост LFL продаж за 2021г ожидается +15,5%. Винлаб показал рост LFL продаж в 2020г +23%, что оказывается выше MRG с 18,9% за 2020г.У Винлаб есть явный козырь: по данным компании до 2024г будет планомерное расширение продуктовых групп, что приведет к увеличению покупательского трафика, тем самым ускорит увеличение показателей LFL. Доля продуктов в структуре продаж составляет 8% у Винлаб, 27% у MRG.
Лента стагнирует, но посмотрим результаты суперов за 2022г, чтоб оценить их эффективность, но, по моему мнению, чуда не случится.
Магнит опережает Х5, но покупателей в его магазинах больше не становится.
На фоне всех ритейлеров выделяется ДА!. Если убрать низкий показатель LFL во 2кв 21г (+6.8%, эффект высокой базы 2кв 20г, LFL 2кв 20г: +34.7%) , то ДА! становится лидером в этом показателе.
Продовольственная инфляция, по данным Росстат, за 9мес составила 7,6%. Если ее учитывать в показателях, то менеджмент некоторой розницы опять пойдет в курилку
Плотность продаж за 9 мес., тыс. руб. на м²(усреднена поквартально):
- Fix Price: 47
- Магнит: 51,5
- Х5: 64,7
- Лента: 65
- ГК О'КЕЙ: 72
- ДА!: 93
- Винлаб: 113 (только 1 П21г)
- MRG: 163 (только 1П 21г)
FP показывает самую низкую плотность продаж и самый низкий средний чек (288 руб), но темп роста выручки на 1м² увеличивается. В 3кв 21г г/г: +7,9%
Магнит в 3кв показал одну из лучших динамик выручки на 1м² за последние несколько лет: +8,3%. Средний чек (формата "магазин у дома") отстает от срчека Пятерочки (311 руб vs 388). Но динамика роста срчека у М лучше (10% vs 5%). При такой динамике М обгонит П по срчеку в 4кв 2022г
Также и по динамике роста выручки на 1м² в 3кв Магнит опережает Х5: 8,3% vs 4,3%
Лента - единственная сеть, показывающая отрицательную динамику за 9 мес: -2,2%. Работу суперов комментировать еще рано, ждем следующего года.
Винлаб и MRG лидеры по выручке с м² (113 и 163) и имеют высокую динамике роста продаж с 1м²: 10,3% и 12,2% соответственно.
ДА! показывает самый высокий темп роста (г/г) выручки с 1м² в 3кв: +15,2%. Самый высокий квартальный показатель продаж с 1м² у Азбука вкуса: 185 тыс. руб. А, например, у Светофор - 39 тыс. руб. С Лента можно сравнить Глобус, у которого средняя ежеквартальная плотность продаж =138 тыс. руб.
Доля eGrocery в общих продажах:
Магнит, полноценно начал работать с онлайн только в 1кв 21г.
Давайте посмотрим темпы роста онлайн г/г за 9 мес:
- Вкусвил: +430% (за 1П 2021г)
- Лента: +363,3%
- Х5: +209,7%
- Винлаб: +170%
- ГК ОКЕЙ: +94,7%
Впечатляющий рост, но кроме ВкусВилл доли онлайн мало повлияют на динамику обшей выручки сетей в ближайшие пару лет.
Винлаб планирует довести долю до 12,5% к 2024г.
А что с динамикой онлайн, если посмотреть рост кв к кв?
Только Магнит показывает красивые цифры, но тут эффект нулевой базы, а тренд нисходящий (средний рост кв/кв за 9м: +163,6%). X5 топчется на месте (в 2-3 кв рост онлайн кв/кв менее 1%, это меньше, чем средний рост розничной выручки за этот же период: 1,1%).
Распределение влияния ключевых факторов на выручку за 9м (вклад торговой площади, г/г; вклад eGrocery; вклад LFL продаж):
- Лента: 15,5%; 2,7%; 0,6%.
- ГК ОКЕЙ: 2,3%; 1,1%; 2,4%.
- Х5: 6,9%; 1,4%; 3,7%.
- Магнит: 18,3%; 0,4%; 6%.
- Fix Price: 18,5%; 0%; 8,9%.
- ДА!: 21,4%; 0%; 13,7%.
Самые сбалансированные показатели показывает сеть ДА!.
ГК О'КЕЙ сбалансирована за счет сети ДА! Ритейлер расширяет сеть, демонстрирует один из лучших показателей LFL. При подключении сети к онлайн каналу - может стать лидером по эффективности работы среди продуктовой розницы.
При сравнении факторов роста Магнит и Х5, Магнит выглядит лучше, даже если убрать эффект увеличения площадей за счет Дикси. Также Магнит обгоняет Х5 в LFL продажах, темпах роста плотности продаж, темпах роста среднего чека. По динамике онлайн продажам - сравним их в следующем году.
У Лента самый высокий вклад фактора онлайн в выручки среди указанных ритейлеров.
Fix Price демонстрирует как высокие LFL продажи, так и высокую динамику открытий магазинов. Но вот динамика роста выручки г/г падает и это "звоночек". Доля продуктов в структуре продаж около 28%, поэтому онлайн напрашивается сам собой, но компания не видит себя в этом направлении (пока, я думаю).
Итог: MRG и Винлаб растут быстрее рынка, имеют лучшие показатели практически во всех направлениях анализа, если еще прибавить к этому рентабельность по чистой прибыли, которая в два раза выше рынка, то, по моему мнению, лидеры по эффективности работы в продуктовой рознице на этот и ближайший год определены.