Wildberries не выплатил деньги некоторым продавцам «из-за найденных нарушений»
Маркетплейс противоречит Оферте и приостанавливает выплаты селлерам, в качестве причины указывает проверку. Никаких сроков этой проверки нигде не указано, сроки на выплаты согласно Оферте нарушены.
Продавцы на Wildberries то и дело сталкиваются с ограничениями и блокировками, но сейчас происходит что-то поистине странное — продавцы массово сообщают о том, что маркетплейс полностью остановил выплаты. Об этом поставщики узнают из уведомления в личном кабинете, выглядит оно так:
Никаких подробностей, никаких деталей поставщики не получают. При попытке обратиться в официальный чат Wildberries за разъяснениями, узнать как долго будет длиться проверка — реакции нет, информации ноль. По нашим данным, проблема затронула более 1000 продавцов. Это значит, что маркетплейс не выплачивает миллиарды.
Ответы есть. В чате пишут “Пишите в поддержку”. В поддержке пишут “Идет проверка, ожидайте”.
Это лишь малая часть сообщений в официальном чате, которыми продавцы заваливают его ежедневно. К сожалению, на все свои вопросы селлеры получают только шаблонные ответы и отписки. Нет никакой информации — что это за проверка, сколько она продлится, что именно проверяют, может ли как-то поставщик ускорить процесс и как вообще следует ему поступить в сложившейся ситуации.
По нашим данным, неведомая проверка коснулась всех продавцов, которые торгуют по формату DBS. Хотя есть сообщения от селлеров, которые не торговали по такому методу или пробовали отгрузить 1-2 тестовых заказов чтобы посмотреть как он работает.
При этом выплаты заблокированы вообще все. По всем методам оплат.
Сотрудники в Официальном чате Wildberries ведут себя как боты и сообщают о том, что все будет решено в ближайшее время.
В ноябре проблема стала массовой.
Маркетплейс в Оферте оговаривает следующие сроки для выплат:
И таким образом Wildberries нарушает договоренности с продавцами.
Продажи при этом не останавливаются, и товары исправно продаются, вот только поставщики не получают выплат, не могут платить зарплату своим сотрудникам, выкупать новые партии товара, платить по кредитам и пользоваться своими честно заработанными деньгами. Несколько дней назад "Известия" писали о том, что у ФАС отсутствуют основания для проведения полноценных проверок маркетплейсов и экосистем. Кажется, сейчас эти основания появляются на глазах — блокирование выплат, нарушение Оферты, непрозрачные проверки без указанных сроков и условий.
С точки зрения закона
«Просрочки по выплатам со стороны «Вайлдберриз» уже не раз становились предметом судебных споров», — говорит юрист Алексей Башук, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма», — «Однажды «Вайлдберриз» несколько лет не мог заплатить продавцу за товар — судебное дело №А40-191446/2017. Компания поставила маркетплейсу товаров на пять с лишним миллионов рублей, но деньги за них вовремя не получила. В итоге только через суд компания смогла заставить «Вайлдберриз» вернуть деньги, а еще заплатить неустойку и проценты за пользование чужими деньгами — вышло почти на два миллиона рублей сверху к сумме долга».
Алексей говорит, что условия оферты маркетплейса меняются чуть ли не каждый месяц, и каждый спор нужно решать по отдельности, в зависимости от обстоятельств дела.
Но несмотря на то, что маркетплейс старается освободить себя от ответственности с помощью включения в оферту условий в свою пользу, не стоит забывать, что помимо оферты маркетплейса есть еще правила посерьезнее — Гражданский кодекс.
И если оферта маркетплейса нарушает условия закона, или сам маркетплейс нарушает закон, то к нему должны применяться правила, установленные законом, и неважно, что написано в оферте.
«Аналогичную историю мы наблюдаем и в делах, связанных с товарными знаками», — рассказывает Алексей (он юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151), — «у маркетплейсов есть свои собственные представления о том, как нужно решать вопросы с товарными знаками и не всегда эти представления совпадают с тем, что предписывает законодательство и как закон регулирует эти отношения на самом деле. В результате чтобы решить вопрос о блокировке нарушителей товарных знаков и продавцов контрафакта, или наоборот о снятии блокировки с добросовестных продавцов, приходится общаться не с техподдержкой в чате, а с юридическим отделом маркетплейса — официальной почтой. Только так получается добиться какого-то результата».
Судя по всему, дела связанные с задержками оплат, тоже придется решать через суды. При этом споры между предпринимателями относятся к экономическим спорам, а закон предписывает обязательную отправку досудебной претензии перед обращением в суд.
Поэтому если в вашем случае просрочка оплаты наносит серьезный ущерб бизнесу, для начала направьте досудебную претензию в адрес Вайлдберриз — не просто сообщение в чат, а заказное письмо на юридический адрес маркетплейса с описью вложения и уведомлением о вручении.
Вполне может быть, что после получения досудебной претензии маркетплейс рассчитается с вами в какие-то разумные сроки и решит не доводить дело до суда.
Не так много продавцов идут к маркетплейсу с судебными претензиями, поэтому с ними маркетплейс рассчитывается в первую очередь — есть и деньги, и проблема становится острее.
Маркетплейс — это не один человек, а сотни сотрудников, которые каждый день общаются с тысячами продавцов. Обработка претензий для них — это рутина, и если вы сегодня пришлете маркетплейсу претензию, это не значит, что завтра они обидятся на вас и больше не будут с вами работать.
И не стоит переживать, что маркетплейс «обидится» на вас, если вы пришлете ему досудебную претензию. Им выгодно перепродавать ваши товары, поэтому никаких обид там не бывает. Конечно, откровенно хамить в претензии не стоит, а вот отстоять свои права и мотивировать свои требования отсылками к закону — это то, что может вам помочь.
Да, сейчас проблема возникла не у всех продавцов, а у сравнительно малой части. Но эта малая часть — живые люди, налогоплательщики, предприниматели, работодатели. У них есть свои обязательства, в том числе и финансовые, которые они попросту не могут выполнять в условиях заблокированных выплат. Также они не могут спокойно перекредитоваться, потому как неизвестны сроки — сотрудники Wildberries не называют ни единой даты, когда проверка будет завершена и выплаты будут возобновлены.
Не нашлось ни одного селлера, кто сказал бы, что у него возобновились платежи после этой противозаконной блокировки, и ситуация прояснилась. Ни одного. Пострадавшие селлеры сообщают только о том, что готовят иски и претензии.
О чем еще нужно сказать?
Во-первых, эта ситуация может коснуться каждого. Нет никаких данных о том, по какому принципу блокируются кабинеты, что маркетплейс проверяет.
Во-вторых, нет никакого вменяемого диалога с Wildberries — только шаблонные ответы, отписки и комментарии невпопад.
Приходите в комментарии здесь или в чат поставщиков, расскажите если у вас тоже заблокировали выплаты.