Что происходит на международном рынке грузоперевозок на фоне «спецоперации»: восемь мифов и их объяснение
Меня зовут Андрей Захарченко, я руководитель логистической компании Standard Trade. За последние семь недель у партнёров и СМИ возникло много вопросов о грузоперевозках: правда ли с китайскими партнёрами лучше заключать контракты в юанях, действительно ли сейчас нет транспорта для перевозок — отвечаю в этом материале.
Сейчас можно не обращать внимание на курс доллара по ЦБ
Это миф. Стоит помнить, что курс ЦБ — это всего лишь курс биржи, зафиксированный в определённый момент времени. Да, курс доллара в обменниках Москвы действительно сильно выше, чем курс ЦБ.
При этом, по официальному курсу ЦБ:
- Считаются таможенные платежи.
- Рассчитываются договоры внутри России, привязанные к иностранной валюте.
- С поправкой на время и спред банка покупают валюту юрлица. Точнее юрлица покупают валюту по биржевому курсу плюс комиссия банка. Но ЦБ с 2014 года перешёл к плавающему курсу рубля и каждый рабочий день обновляет курс, фактически лишь фиксируя ситуацию на бирже на текущий момент.
Импортеры должны переплачивать банкам за покупку валюты
Это не совсем миф. 3 марта ЦБ ввёл правило про комиссию на покупку валюты для физлиц в размере 30%, а уже 4 марта уменьшил комиссию до 12%, но сделал её обязательной и для физлиц и юрлиц.
Формально, это правило не распространялось на импортеров, покупающих валюту для оплаты поставщикам за рубежом. Но все банки интерпретировали правило по-разному. В частности, «Тинькофф», недолго думая, продавал доллары со спредом в 20 рублей.
Затем ситуация несколько стабилизировалась, но банки продолжали импровизировать с комиссиями.
11 апреля правило 12% было отменено. Тем не менее курс обмена валюты по-прежнему зависит от политики банка. Сейчас нормальной ситуация — курс от +50 копеек до +4 рублей с увеличением спреда в дни высокой волатильности.
Контракты с китайскими поставщиками лучше заключать в юанях
Частично миф. Банки, попавшие под санкции, сейчас не могут переводить доллары и евро.
Другие банки спокойно работают и могут переводить как в долларах, так и в евро. Есть вероятность санкций на все банки в России, как и отключение от SWIFT — мы оцениваем такую вероятность как низкую. Но, как говорится, надейся на лучшее, готовься к худшему. Строго говоря, даже если такие жесткие санкции наступят, переподписать и заново поставить на учеты контракты в банк будет возможно.
Сейчас нет транспорта для перевозки грузов, а тот что есть, очень дорог
Миф. Ситуация с уходом крупнейших контейнерных операторов Maersk, MSC, CMA CGM и прочих скомпенсировалась снижением потока импорта и увеличением экспорта по китайскому направлению. Подробнее можно почитать в статье в Forbes, где есть и мои комментарии.
Что касается цифр: если в феврале цены за 40-футовый контейнер по железнодорожному маршруту Шанхай-Москва составляла порядка $14 тысяч, то актуальная ставка сейчас — около $10 тысяч. Маршрут Шанхай–Владивосток–Москва будет стоить больше $11 тысяч.
Стабилизировалась ситуация и с авиадоставками:
- Цены выше февральских — $5 за 1 кг против $4 за 1 кг.
- Но ниже мартовских — $7 за 1 кг.
Китай закрыт на карантин
Частично миф.
В Китае идет самая сильная волна коронавируса за всю историю. Китай крайне нетолерантен к эпидемии. Но весь Китай не стоит. Блокируются отдельные города, работа возобновляется сразу же после окончания критической фазы.
За два года пандемии выработалась система. Сейчас максимальный срок простоя в поставках из-за короновируса может составлять две-три недели.
Китай даёт скидки русским на товары
Правда. Как ни странно. По нашему опыту, фабрики готовы пойти на скидку, только надо попросить. Советуем не стесняться.
Тут дело не в излишней доброте. А в более прозаических моментах: желании показать видимость поддержки в трудной ситуации и не потерять клиента, который из-за девальвации рубля может перестать делать заказы вообще.
Тут можно возразить, что в отсутствие конкурентов в Европе и США китайские производители начнут выламывать руки. Но практика расходится с теорией. В первую очередь потому, что нет абстрактного единого «Китая». Есть сотни тысяч фабрик и самая обыкновенная конкуренция.
Чжоу начал выламывать руки? Ок, уйду к Гуаньюю. Собственно, это же и главная причина снижать цены: клиенты из России становятся слишком чувствительны к цене и ищут возможности привезти дешевле за счет смены поставщика.
В России развивается параллельный импорт и можно легально завозить iPhone
Это миф. Глобальных изменений в реестр объектов интеллектуальной собственности внесено не было.
И даже если государство официально разрешит ввоз товаров в обход правообладателя, нужно понимать, что производитель просто не продаст вам товар, производимый западной компанией на его мощностях.
Сложности в получении товаров из Европы из США подстегнут импортозамещение
Миф. Нет, не подстегнут. Только если китайское.
Друзья, постарался собрать тут все ответы на вопросы, которые мне задавали, но мог что-то упустить. Буду рад ответить на другие вопросы в комментариях.
А ещё недавно завел Telegram-канал, туда пишу актуальную информацию по транспорту, импорту и Китаю, подписывайтесь.