Что происходит на международном рынке грузоперевозок на фоне «спецоперации»: восемь мифов и их объяснение

Меня зовут Андрей Захарченко, я руководитель логистической компании Standard Trade. За последние семь недель у партнёров и СМИ возникло много вопросов о грузоперевозках: правда ли с китайскими партнёрами лучше заключать контракты в юанях, действительно ли сейчас нет транспорта для перевозок — отвечаю в этом материале.

Что происходит на международном рынке грузоперевозок на фоне «спецоперации»: восемь мифов и их объяснение

Сейчас можно не обращать внимание на курс доллара по ЦБ

Это миф. Стоит помнить, что курс ЦБ — это всего лишь курс биржи, зафиксированный в определённый момент времени. Да, курс доллара в обменниках Москвы действительно сильно выше, чем курс ЦБ.

Что происходит на международном рынке грузоперевозок на фоне «спецоперации»: восемь мифов и их объяснение

При этом, по официальному курсу ЦБ:

  • Считаются таможенные платежи.
  • Рассчитываются договоры внутри России, привязанные к иностранной валюте.
  • С поправкой на время и спред банка покупают валюту юрлица. Точнее юрлица покупают валюту по биржевому курсу плюс комиссия банка. Но ЦБ с 2014 года перешёл к плавающему курсу рубля и каждый рабочий день обновляет курс, фактически лишь фиксируя ситуацию на бирже на текущий момент.

Импортеры должны переплачивать банкам за покупку валюты

Это не совсем миф. 3 марта ЦБ ввёл правило про комиссию на покупку валюты для физлиц в размере 30%, а уже 4 марта уменьшил комиссию до 12%, но сделал её обязательной и для физлиц и юрлиц.

Формально, это правило не распространялось на импортеров, покупающих валюту для оплаты поставщикам за рубежом. Но все банки интерпретировали правило по-разному. В частности, «Тинькофф», недолго думая, продавал доллары со спредом в 20 рублей.

Что происходит на международном рынке грузоперевозок на фоне «спецоперации»: восемь мифов и их объяснение

Затем ситуация несколько стабилизировалась, но банки продолжали импровизировать с комиссиями.

Что происходит на международном рынке грузоперевозок на фоне «спецоперации»: восемь мифов и их объяснение

11 апреля правило 12% было отменено. Тем не менее курс обмена валюты по-прежнему зависит от политики банка. Сейчас нормальной ситуация — курс от +50 копеек до +4 рублей с увеличением спреда в дни высокой волатильности.

Контракты с китайскими поставщиками лучше заключать в юанях

Частично миф. Банки, попавшие под санкции, сейчас не могут переводить доллары и евро.

Официальное сообщение от «Альфа-банка»
Официальное сообщение от «Альфа-банка»

Другие банки спокойно работают и могут переводить как в долларах, так и в евро. Есть вероятность санкций на все банки в России, как и отключение от SWIFT — мы оцениваем такую вероятность как низкую. Но, как говорится, надейся на лучшее, готовься к худшему. Строго говоря, даже если такие жесткие санкции наступят, переподписать и заново поставить на учеты контракты в банк будет возможно.

Сейчас нет транспорта для перевозки грузов, а тот что есть, очень дорог

Миф. Ситуация с уходом крупнейших контейнерных операторов Maersk, MSC, CMA CGM и прочих скомпенсировалась снижением потока импорта и увеличением экспорта по китайскому направлению. Подробнее можно почитать в статье в Forbes, где есть и мои комментарии.

Что касается цифр: если в феврале цены за 40-футовый контейнер по железнодорожному маршруту Шанхай-Москва составляла порядка $14 тысяч, то актуальная ставка сейчас — около $10 тысяч. Маршрут Шанхай–Владивосток–Москва будет стоить больше $11 тысяч.

Стабилизировалась ситуация и с авиадоставками:

  • Цены выше февральских — $5 за 1 кг против $4 за 1 кг.
  • Но ниже мартовских — $7 за 1 кг.

Китай закрыт на карантин

Частично миф.

Несмотря на то, что коронавирус исчез из новостной повести, он не исчез из жизни
Несмотря на то, что коронавирус исчез из новостной повести, он не исчез из жизни

В Китае идет самая сильная волна коронавируса за всю историю. Китай крайне нетолерантен к эпидемии. Но весь Китай не стоит. Блокируются отдельные города, работа возобновляется сразу же после окончания критической фазы.

За два года пандемии выработалась система. Сейчас максимальный срок простоя в поставках из-за короновируса может составлять две-три недели.

Китай даёт скидки русским на товары

Правда. Как ни странно. По нашему опыту, фабрики готовы пойти на скидку, только надо попросить. Советуем не стесняться.

Тут дело не в излишней доброте. А в более прозаических моментах: желании показать видимость поддержки в трудной ситуации и не потерять клиента, который из-за девальвации рубля может перестать делать заказы вообще.

Тут можно возразить, что в отсутствие конкурентов в Европе и США китайские производители начнут выламывать руки. Но практика расходится с теорией. В первую очередь потому, что нет абстрактного единого «Китая». Есть сотни тысяч фабрик и самая обыкновенная конкуренция.

Чжоу начал выламывать руки? Ок, уйду к Гуаньюю. Собственно, это же и главная причина снижать цены: клиенты из России становятся слишком чувствительны к цене и ищут возможности привезти дешевле за счет смены поставщика.

В России развивается параллельный импорт и можно легально завозить iPhone

Это миф. Глобальных изменений в реестр объектов интеллектуальной собственности внесено не было.

У всех брендов есть соответствующий правообладатель
У всех брендов есть соответствующий правообладатель

И даже если государство официально разрешит ввоз товаров в обход правообладателя, нужно понимать, что производитель просто не продаст вам товар, производимый западной компанией на его мощностях.

Сложности в получении товаров из Европы из США подстегнут импортозамещение

Миф. Нет, не подстегнут. Только если китайское.

Друзья, постарался собрать тут все ответы на вопросы, которые мне задавали, но мог что-то упустить. Буду рад ответить на другие вопросы в комментариях.

А ещё недавно завел Telegram-канал, туда пишу актуальную информацию по транспорту, импорту и Китаю, подписывайтесь.

47
39 комментариев