Case-study: как ТЦ, аэропорты и заводы зарабатывают, отслеживая перемещение людей?

Case-study: как ТЦ, аэропорты и заводы зарабатывают, отслеживая перемещение людей?

Олег Демидов, со-основатель компании Navigine, обьясняет, зачем владельцы зданий отслеживают наши маршруты и как они на этом зарабатывают?

Где вкусно поесть в четырёхэтажном торговом центре и успею ли я забежать в Duty-Free до завершения посадки? Когда человек оказывается в незнакомом ему пространстве, на поиск ответов можно потратить много времени. Помочь ему может специальное навигационное приложение. И пока посетители ищут кратчайший путь из точки А в точку Б, владельцы зданий отслеживают их маршруты и используют эти данные в коммерческих целях.

Как на этом можно заработать?

Торговый центр

Владельцы ТЦ заинтересованы в аналитике по клиентскому трафику: ведь с помощью навигационных приложений они могут отслеживать востребованные маршруты, и повышать арендную плату на самые проходимые места.

Плюс трекинг посетителей можно дополнительно монетизировать: предложить брендам показывать свою рекламу тем клиентам, что проходят недалеко от их магазинов. Навигационное приложение подскажет: куда ходят ваши клиенты, как долго они находятся в магазинах, где обедают, какое кино смотрят, как развлекаются, есть ли у них дети и т.д.

Один из пионеров навигации в ТЦ – американская сеть универмагов Macy’s. В «Черную пятницу» все посетители Macy’s получили возможность сыграть в игру “Walk in and Win”, в ходе которой было разыграно несколько тысяч призов от подарочных открыток до встречи с селебрити. Приложение определяло путь клиентов в реальном времени, предлагая им выполнить несложные задания по маршруту. Итог кампании - максимальные значения клиентского трафика.

На другой чаше весов – сложность в привлечении аудитории в сервис. Пользователи не любят устанавливать на свои телефоны 10 приложений от 10 разных торговых центров. А если у приложения очень узкая аудитория, ценность такого рекламного канала резко снижается. Для расширения числа пользователей игроки по всему миру изобретают разные «хитрости»: кто-то предоставляет пользователям скоростной Wi-Fi, кто-то дарит 30%-ную скидку на кофе.

Интересна история бренда Carrefour, который, благодаря внедрению навигационных сервисов, увеличил аудиторию собственного сервиса на 600%, а время пользования – на 400%.

Ритейл

Ритейл – еще одна востребованная сфера применения навигационных технологий. Так, в Финляндии в 70 супермаркетах KESKO торговые тележки оборудуются планшетами, куда клиент может внести свой список покупок. Статистика показывает, что, в среднем, покупатель заходит в продуктовый магазин 6 раз в неделю и тратит там 41 минуту. Сократить время на поиск товаров в KESKO помогают специальные планшеты. Они водят человека по магазину, подсказывая, где лежат овощи, а где зубная паста. Параллельно планшет показывает покупателям рекламу различных брендов, конверсия от которой составляет более 5%.

Таким образом навигационное приложение позволяет супермаркету увеличить средний чек и дополнительно зарабатывать на рекламе.

В американском ритейлере Target с осени прошлого года также работает мобильное приложение с функцией indoor-навигации. Специальные маячки с технологией iBeacon, отслеживающей движение покупателей внутри гипермаркета, встроены в сберегающие LED-лампы. Приложение помогает клиентам искать любимые товары, а также подсказывает, какие товары, находящиеся поблизости, участвуют в специальных акциях и распродажах.

Транспорт

App по технологии iBeacon работает и в аэропорту Майами, ежегодно обслуживающем более 40 млн.человек. Прямо в своем смартфоне пассажиры видят собственный маршрут, время ожидания в очереди на паспортный контроль, персональные предложения от ресторанов и магазинов, ранжированных по принципу территориальной близости. При подходе пассажира к воротам приложение автоматически генерирует посадочный талон.

В России похожий сервис, разработанный компанией Navigine специально к Чемпионату Мира по футболу, появился в мобильном приложении РЖД. Интерактивные карты основных вокзалов, во-первых, помогают иностранным болельщикам ориентироваться, а, во-вторых, определяют “узкие места” на транспортных узлах и дают возможность РЖД получать дополнительный доход с арендаторов. Помимо оптимизации пассажиропотока внутри аэропорта или вокзала, навигационные решения полезны в работе сервисных служб.

Мобильное приложение может стать автоматизированной системой выставления задач для клинеров или инженеров. Если к доске задач «прикрепить» местоположение сотрудников и карту объекта, получим своеобразный Uber, который, во-первых, будет поручать задачу ближайшему сотруднику, а, во-вторых, строить оптимальный маршрут до точки выполнения задачи.

Производство

Трекинг людей и объектов может быть особенно полезен и на производстве. Так, внедрение навигационных решений на СТО (оснащение всех клиентских автомобилей радиомаяками и трекинг их перемещения в реальном времени) - в среднем, сокращает временные потери на поиске и перегоне машины с точки на точку - в три раза, повышает эффективность регулярных процессов обслуживания на 20-30%.

Компания Airbus оснастила все составляющие своих самолетов специальным “индор-радаром”, который отслеживает местонахождение каждой части, и передает информацию в SAP. Таким образом менеджмент компании решает проблему своевременного прибытия различных компонентов самолета к месту сборки. Второе возможное применение навигационных технологий в промышленности - решение HR-вопросов. Например, в ряде промышленных объектов всем сотрудникам выплачивается надбавка за вредность производства даже в тех случаях, когда люди прямого контакта с опасными помещениями вообще не имеют.

Некоторые компании пытаются отслеживать, кто из сотрудников реально посещает вредные зоны, а кто нет. Так заводы повышают безопасность на производстве: система отслеживает время нахождения в опасной зоне и всякие нештатные ситуации (например, падение человека или нетипичное поведение), и сокращают собственные издержки.

Как это устроено технически?

Самый распространенный способ отслеживания маршрутов посетителей – их смартфоны. Например, через Wi-Fi. С помощью этой технологии можно определить местоположение человека с точностью 5-10 метров. При наличии специального программного обеспечения Wi-Fi-роутеры сами улавливают сигналы смартфона, и отслеживают путь человека, иногда, даже без его разрешения.

Такие игроки, как Google и Apple, пытаются защитить наше личное пространство и ограничивают возможности трекинга для сторонних разработчиков, а во многих странах сегодня сбор информации без согласия считается незаконным.

Еще одна технология в области indoor-навигации – iBeacon, определяющая местоположение девайса через bluetooth-сигнал. За счет использования разных датчиков смартфона (гироскопов, акселерометров, барометра, компаса) точность измерений составляет 2-3 метра. При этом, навигация с использованием iBeacon осуществляется только через мобильные приложения, то есть с разрешения пользователя.

Альтернативные девайсы для трекинга - специальные метки и браслеты. Так отслеживают, например, перемещение детей в больших развлекательных центрах, пациентов в медицинских комплексах. Чаще это оборудование встречается в профессиональной сфере: для мониторинга персонала на опасных производствах или шахтах, для отслеживания оборудования на производстве, автомобилей на станции техобслуживания или погрузчиков на складе.

Можно ли запретить отслеживание моего маршрута?

Если человек не дал согласия на трекинг, отслеживать его местоположение запрещено. Это в теории. На практике, очень много зависит от конкретной страны. Например, в России и Азии у сотрудников меньше прав по сравнению с фирмой, и компании повсеместно осуществляют трекинг: как правило, им удается вписать нужные строчки в трудовой договор или иначе получить согласие человека на это.

В Германии словосочетание «стафф-трекинг» лучше вообще не использовать, потому что в Европе трудовое законодательство сильнее защищает сотрудника, плюс там влиятельные профсоюзы. В Америке ситуация промежуточная, но, скорее, ближе к европейской.

Развитие технологий – это палка о двух концах. С одной стороны, чтобы получить максимально кастомизированный и удобный сервис, пользователь должен делиться своей личной информацией со сторонними компаниями. Тот же Google и Facebook знают о нашей онлайн-жизни практически все. С другой стороны, все больше людей сегодня обеспокоены сохранностью своих персональных данных.

Пока до конца не ясно, кто победит: те, кто хочет ограничить вмешательство в свою личную жизни, или те, кто готов его расширить, чтобы получать больше полезных сервисов. История показывает, что вторая сторона рано или поздно одерживает верх.

1010
1 комментарий

Тот же Google и Facebook знают о нашей онлайн-жизни практически все.

чушь

если я люблю жирафов, но лайкаю осминогов, то фейсбук и гугл думают, что я люблю осминогов. а я если я не лайкаю ничего, то они вообще ничего не знают.

Ответить