В погоне за Z. Продают ли на маркетплейсах товары с новой символикой и есть ли в этом смысл?
Селлеры всегда хотя быть на передовой - продавать актуальный и востребованный товар. Особенно это касается тех, кто торгует сезонными товарами. Если ты знаешь о трендах все, то продажи не заставят себя долго ждать.
Есть тренды очевидные: елки в декабре и носки в феврале. Есть и те, что такими лишь кажутся. Яркий пример - патриотическая атрибутика, связанная с Днем Победы. Раньше у нее был четко определенный период для продаж - конец апреля. В 2022 году границы тренда, словно размазались, а его сезонность вышла из берегов. Причиной этому стало появления двух новых символов - Z и V, а еще массы связанных с ними лозунгов.
По непонятной причине, некоторые продавцы решили, что появление на товарах букв Z и V может кратко увеличить их продажи. То есть такие товары им нужно срочно произвести, закупить и выставить на полку. Желание сделать это оказалось настолько сильным, что такие селлеры стали писать жалобы в саппорт маркетплейсов при любой блокировке товаров или отправке их на дополнительную модерацию. Такое происходит постоянно - товары всегда проходят проверку, но продавцы были не готовы упускать потенциальную выгоду и писали жалобы.
Стоило ли это делать? Действительно ли новая символика так нужна покупателям маркетплейсов? Мы решили разобраться в ситуации и проверить, действительно ли товары с политическим подтекстом модерируют, узнать насколько это соответствует правилам оферты и есть ли среди селлеров те, кто зарабатывает милна буквах английского алфавита. Возможно, в торговле подобной символикой вообще нет смысла?.
Вилами на воде
Сначала появилась символика. Потом ее решили наносить на все, что только угодно. Это выглядит также странно как мужское нижнее белье с гербом РФ (на маркетплейсах есть и такое - посмотрите). Все-таки всему свое место, но разве можно остановить порывы селлеров? Так весной Телеграм-чатах и сообществах на тему e-commerce стали появляться жалобы селлеров о том, что их Z-товары не прошли модерацию или были сняты с продажи. Первые подобные сообщения в диалогах начали оставлять продавцы Ozon еще в марте.
В чате поддержки SellerDen мы также стали получать вопросы от селлеров с просьбой пояснить за что и на каких основаниях их товары с символикой Z и V не проходят модерацию. Сами продавцы, пытаясь получить ответ от Ozon, получали двусмысленное сообщение. Это оно на скриншоте выше. Сразу сложно понять - против таких товаров выступает аудитория или сам маркетплейс, решившийся на оценку политической ситуации. Если следовать договору оферты и правилам, то сам Ozon ничего такого не запрещал.
Как только мы узнали о возможных случаях модерации товаров, то сразу обратились к представителям Ozon и получили ответ. Судя по нему, конкретно против символики Z и V никто не выступал. А вот мнение покупателей все-таки становилось основополагающим для дополнительной проверки товара. Именно они отправляли подобные товары в бан и останавливали продажу товаров.
У нас есть общепринятый процесс – если мы получаем жалобы на товар из-за внешнего вида карточки, либо качества полученного, то можем отправить его на повторную модерацию. Это и произошло. Поддержка некорректно сформулировала ответ.
Следуя такому ответу, можно предположить, что товары с патриотической символикой и актуальными буквами на Ozon быть должны. Самый простой способ это понять - проверить продаются ли они там прямо сейчас.
Есть ли символика на маркетплейсах?
Пойдем с самого первого примера - маркетплейса Ozon. Забиваем в поисковой строке несколько пришедших на ум фраз c буквой Z и другими популярными лозунгами.
Итого, товары с символикой на площадке есть. Давайте так - их полно. Даже если их частично модерируют, то делают это крайне редко и быстро. Поисковая выдача по запросу очень напоминает ту, что можно было встретить летом 2021 года. Популярные в то время попиты и симплы-димплы заполонили маркетплейсы, ниша распухла на глазах и сорвать в них куш стало практически невозможно.
Смотрим дальше. Задаем аналогичные запросы в поисковой строке Wildberries. Тут патриотических товаров ничуть не меньше: флаги, шевроны, наклейки, футболки, кружки. Символы новой эпохи можно найти, кажется, вообще на любом предмете.
Повторяем эту же процедуру на Яндекс.Маркет и СберМегаМаркет. С Маркетом проблем не возникло - практически по любому запросу, включающему символ "Z" или "V", можно отыскать необходимую атрибутику.
Правилами самого маркетплейса, кстати, продажа товаров с патриотической символикой тоже не запрещена.
Со СберМегаМаркетом сложнее. Найти нужную символику здесь сразу не удалось. Добраться до нее удалось лишь с помощью поискового запроса "своих не бросаем". СберМегаМаркет, в принципе, маркетплейс специфичный и мы не исключаем, что подобные товары здесь просто не хотят продавать.
Можно взглянуть и на AliExpress. В документации AliExpress запретов на продажу патриотической символики нет, а значит выйти с товарами на эту площадку можно. Но, судя по объему поисковой выдачи, уже не нужно.
Стоит ли продавать?
Учитывая политическую повестку, продавцы уверены, что товары с новой символикой нужно поставить на полку прямо сейчас. Но есть важны нюансы, которые могут утопить не только эти товары на маркетплейсах, но и магазины самого продавца. Особенно, если уверенность в продаже Z-товаров заставила селлера отгрузить позиции на склады маркетплейсов.
Дело в том, что сотни покупателей прямо сейчас занимаются тем, что закапывают товары с символикой в грудах жалоб и отрицательных отзывов. Это очень хорошо заметно на WB: там в отзывах собрались все политологи и социологи, которые не смогли выговориться в социальных сетях. Просто посмотрите на количество отрицательных оценок - покупатели топят оппонентов за положительные отзывы, оставленные под карточками с патриотической атрибутикой.
Аналогичная ситуация встречается и на других площадках. Именно жалобы покупателей Ozon приводят к тому, что товары пропадают с витрин и уходя на дополнительную модерацию. Пример в начале этого материала - лишь один из многих. Все это время позицию могут лежать на складах и откусывать от бюджета продавца деньги за хранение. Не продаваясь.
Учитывая, что торгуя символикой нужно бороться не с правилами маркетплейсов, а массой их покупателей, хочется задуматься - стоит ли вообще лезть в эту нишу, где спрос не до конца ясен, а проблем - полным полно. Возможно, стоит. Мы бы делали это лишь будучи уверенными в успехе подобной затеи - проанализировав товарные карточки и собрав данные об объемах продаж и выручки. Давайте так и поступим.
Как идут продажи патриотических товаров на маркетплейсах?
Поскольку отдельной категории в стиле "Товары с буквой Z" не существует, собрать общие средние данные по всем таким товарам сложно. Поэтому мы решили взять карточки тех позиций, которые имеют неплохую историю продаж и череду отзывов. На примере таких товаров мы и посмотрели как часто они продаются и что приносят селлерам. Данные о продажах мы собрали дважды: за смежные периоды март-апрель и апрель-мая.
Например, ниже вы видите товар с полки WB - у него неплохая история продаж. Если присмотреться, то даже бренд назван не иначе как "Футболка с буквой Z".
Собираем данные о продажа и выручке за 30 дней (с 20 марта по 19 апреля) с помощью сервиса SellerFox. На графиках видно, что спрос на позицию не очень стабильный. За весь отчетный период продавцу удалось выручить 78 740 рублей и реализовать 85 футболок.
Не покидая WB взглянем и еще на пару позиций. Ниже показатели продаж и выручки патриотичной наклейки для автомобиля. Ближе к апрелю спрос на нее свелся практически к нулю, а общая выручка продавца за период составила всего 10 033 рубля. Не густо.
С флагами у продавцов дела тоже шли не очень. Несмотря на то, что в карточке указано, что товар пригодится покупателю еще и на 9 мая (то есть начало апреля - самое время делать заказ) - продаж у позиции минимум, а выручка продавца едва перевалила за отметку в 3 000 рублей.
Теперь посмотрим на эти же товары на отрезке календаря, захватывающем предпраздничный период и все майские праздники - с 16 апреля по 16 мая. Объем продаж, правда, вырос. Например, футболка с буквой Z была продана за отчетный период 122 раза и принесла селлеру 98 400 рублей. При всем этом, речь все равно идет лишь о 5-8 продажах товаров в день. А вот после Дня Победы показатели и вовсе снова пошли на спад.
Аналогичная ситуация произошла и с наклейкой на авто. После марких праздников ее продажи пошли вниз и вернулись к прежним значениям - 1-2 заказа в день. Реабилитироваться в глазах селлера товару удалось лишь за неделю до 9 мая - в этот период количество заказов выросло до 6-10 заказов. Согласитесь, на показатели мечты тоже не очень похоже.
Идем на Яндекс.Маркет и смотрим как обстоят дела с трендовыми товарами там. Их наличие на полке мы уже подтвердили. Смотрим на цифры. Независимо от категории товара, продавцы с 20 марта по 19 апреля сделали не очень большую выручку. Посмотрите на данные сервиса аналитики - каждая товарная позиция принесла им менее 10 000 рублей. Некоторые были проданы лишь десятки раз.
Цифры продаж и выручки, очевидно, вдохновляют слабо. Найденные нами показатели оставляют желать лучшего. Возможно, идти в продажу патриотической символики стоит только если в вашем каталоге десятки, а то и сотни разных наименований - вместе они могут принести неплохие деньги.
И еще: товар с Z и V символикой, кажется, все-таки доказали свою сезонность. Мало того, что они не могут похвастаться гигантским спросом, их продажи стали идти вниз сразу после 9 мая. То есть после памятной даты патриотические идеи у покупателей вновь угасли. Тот случай, когда все новое показало себя куда хуже старого.