Импортозамещение в 2022 году: какие бренды заполнили российский рынок
Привет, vc.ru!
Одной из громких историй в 2022 году стал уход с российского рынка иностранных брендов. Я промониторила ниши, чтобы узнать, кто пришел вместо ушедших компаний, и отметила среди них те, чьими товарами пользуюсь сама. Хочу поделиться с вами результатами моих наблюдений.
Китайские бренды и «Москвич» вместо зарубежных авто
Сначала поговорим о самом «наболевшем» у автолюбителей. Новые модели Peugeot, Mercedes, BMW, Audi, Citroen и других популярных иномарок больше не продаются в российских автосалонах. Интересная история произошла с Renault. В апреле французский производитель решил продать свой завод в России правительству Москвы. Немного позже компания заявила о своем уходе с российского рынка.
6 июня завод вернул свое прежнее название — «Москвич». Под возрожденным брендом выпустят пять новых авто: седан и четыре кроссовера. До конца года «Москвич» планирует собрать 600 авто, в 2023-м — 50 тыс., а в 2024-м — 100 тыс. штук.
Что касается замены товаров ушедших компаний на авторынке, то эксперты «Автостата» сообщили: на конец ноября 2022 года доля китайских авто на российском рынке побила все рекорды и составила 33,4%. Каждая третья купленная машина в России — китайская. Но «китайцы» занимают второе место на рынке, лидером остаются российские (42%). Их продали 4478 экземпляров, тогда как китайских — 3561 шт. На третьем месте «корейцы» с долей 10,6% и количеством продаж 1133 шт. Оставшуюся часть рынка разделили между собой авто из Индии и Ирана. Вот так выглядит топ-5 продаж, если говорить о конкретных брендах:
- LADA — 4259 шт.;
Chery — 1276 шт.;
- Haval — 934 шт.;
- Geely — 706 шт.;
- Kia — 642 шт.
Лучше всех продавалась LADA Granta, cреди «китайцев» — Chery Tiggo 7 PRO, а следом за «турбовишенкой» расположились сразу две «Нивы» — внедорожники Niva Legend и Niva Travel. Пятерку самых продаваемых моделей замкнул кроссовер Haval Jolion.
Мне машину менять в этом году не пришлось. Покупали родители, остановились на Lada Granta. Долго не могли решиться на покупку, весь год лихорадило и курс доллара, и, соответственно, цены, непонятно, что будет дальше и стоит ли вообще сейчас покупать авто. Потом подумали: вдруг к концу года салоны совсем опустеют. Когда ажиотаж упал и цены поползли вниз, решились на покупку и не пожалели.
Hoff вместо IKEA
В этом году у меня наконец-то «дошли руки» до квартиры. Кухню давно надо было менять. Я зашла на сайт Hoff. Впечатлил реально большой ассортимент. Но любая понравившаяся мне не подойдет — комната маленькая, нужно правильно использовать пространство. Чтобы понять, как будет выглядеть моя будущая кухня, я решила воспользоваться услугой онлайн-планирования в Hoff, обратилась к консультанту, и мне помогли создать проект кухонного гарнитура бесплатно. Я оформила заказ, мне привезли и установили мебель.
А вот в гостиной я делала ремонт. Для меня было важно создать полноценную детскую команду, а пространство в гостиной использовать так, чтобы получилась спальня и зона для работы и для встречи гостей.
Так получилось, что детская комната в квартире располагается отдельно, а вот гостиная и спальня совмещены. Поэтому еще одной важной задачей было объединение двух зон в одном помещении и их правильное разделение. Хотелось максимально эффективно использовать пространство и создать уютную атмосферу.
В рассылке Hoff я увидела, что у сети появилась услуга экспресс-дизайна. Решила протестировать, так как бюджет мне не позволял нанять дизайнера. Мне прислали полностью визуализированный дизайнерский проект со списком товаров, задействованных в интерьере. Вот вплоть до мелочей. Все-все элементы декора были учтены, расположение ниш, мебели и всего остального, что и где должно висеть или стоять, указали прямо по сантиметрам. По этому списку я заказала на сайте всё, что нужно. Это правда очень удобно.
Вы скажете, что на рынке есть и другие ретейлеры, которые предлагают мебель и товары для дома. Всё верно, но дело в том, что именно в Hoff можно купить всё, что нужно для обустройства жилья в одном месте, как это было раньше в IKEA.
Если взять тот же Leroy Merlin, то, во-первых, это французский бренд, а мы говорим об импортозамещении российскими брендами и компаниями из дружественных стран, а во-вторых, в «Леруа» в основном представлены товары для строительства и ремонта. Так что, на мой взгляд, аналогия между Hoff и IKEA вполне очевидна.
Melon Fashion Group на смену Inditex, H&M, LPP, LVMH, Kering
В этом году с российского рынка розничной торговли одеждой ушла испанская группа компаний Inditex, шведский бренд H&M, польская LPP Group, французские LVMH и Kering.
Их место заняла российская компания Melon Fashion Group. Она успешно развивает четыре бренда: Zarina, befree, Love Republic и Sela, магазины с одеждой которых открываются по всей России. На конец 2021 года у компании было 815 магазинов, в конце сентября 2022-го Игорь Мальтинский, директор по развитию Melon Fashion Group заявил о планах фешен-ретейлера открыть еще 250 точек.
Раньше я покупала H&M и Zara. Года три назад узнала о «Селе», и мне очень понравилась эта одежда, я с удовольствием ее брала. Потом в какой-то момент мне показалось, что качество сильно ухудшилось. Теперь больше покупаю «Зарину», хотя и раньше у меня были вещи этого бренда. Лет пять, наверное, в общей сложности с ним «дружу». Не скажу, что вещи прямо-таки супер. Разные. Что-то очень хорошо подходит и нравится, ношу с удовольствием. В общем, надо подбирать и находить «свою» вещь.
ChiQ, TCL вместо Bosch и Samsung
Производители электроники и бытовой техники также одними из первых приостановили свою работу в России, в том числе из-за резких скачков курса доллара. Среди них Bosch, Samsung, Electrolux, Apple, LG и другие.
Но, зная о ловкости рук наших китайских соседей, за дефицит в этой нише я точно не волновалась. Что ж, так и вышло, полки магазинов заполняет техника и электроника из дружественных стран. Несколько представителей:
TCL. В свое время эта китайская корпорация «поглотила» Alcatel, Thomson и BlackBerry. У нее настолько большие производственные мощности, что она часто выполняла заказы более именитых брендов в качестве аутсорсера. Например, делала жидкокристаллические модули для телевизоров Samsung. У нас этот бренд уже завоевал хорошую репутацию благодаря своим телевизорам.
- ChiQ. Китайский бренд качественной умной бытовой техники планирует нарастить свое присутствие в России. Раньше у нас продавались главным образом мониторы.
- Artel. Объективности ради приведу один пример не из Китая. Artel — ведущий производитель техники в Узбекистане. Покупатели довольны низкими ценами, но жалуются на качество сборки.
Отдельно хочу сказать об известных российских брендах, которые поставляют на рынок качественную технику и электронику. Подборка необычная тем, что, многие считают эти компании зарубежными, а объединяет их одна и та же история: российские владельцы регистрируют компанию где-то за рубежом, производственные мощности находятся в Китае, а по факту бренд является отечественным:
- Bork. Бренд принадлежит российскому «Технопарку», хотя товарный знак зарегистрирован в Германии.
- Vitek. Российский бренд, зарегистрированный в Австрии с производством в Китае. У компании хорошие отзывы о качестве техники. Многие утверждают, что она не уступает по качеству тем же LG, Bosch и Samsung. Я, например, согласна.
- Redmond. Бренд принадлежит российскому «Технопоиску». За сборку отвечает Китай, а торговую марку зарегистрировали в США.
- Scarlett. Многие думают, что это английский бренд. Но нет, в Великобритании всего лишь зарегистрировали торговую марку, а производством заняты китайские заводы. Сам бренд российско-китайский, созданный при поддержке английских инвесторов.
Я не зря составила этот список, потому что очень давно и с удовольствием пользуюсь техникой этих брендов. От Skarlett у меня чайник, блендер, фен и утюг. Мультиварка — Redmond. Vitek — пылесос и миксер. Никаких нареканий не имею. А вот технику новых брендов мне в этом году покупать не приходилось.
«Добрый cola» вместо Coca Cola, CoolCola вместо Pepsi
Ну и напоследок поговорим не о такой «серьезной» нише, как предыдущие. В начале марта компания Coca Cola сообщила о том, что приостанавливает свою деятельность в России. Свою «Колу» и «Фанту» россиянам предложил бренд соков «Добрый». Его выпускает компания Multon Partners, которая принадлежит… угадайте… Coca-Cola! Вот такой уход с рынка. Недалеко ушли.
А вот «Очаково» — полностью российская компания без иностранного капитала, предложила свои аналоги — CoolCola, Fancy и Street. Только вот, судя по этикетке CoolCola, напиток больше похож на аналог Pepsi. Тут высказать своё мнение не смогу — не пью газированные напитки. По отзывам в сети, «Добрый cola» совсем не похож на популярную газировку. Но, может, он вкуснее? Думаю, в этот Новый год все разберутся, что им по вкусу, «Добрый» или «Очаково».
К чему это я всё… Несмотря ни на что, большая часть зарубежных брендов настолько не хотели терять российский рынок, что попросту сделали ребрендинг: поменяли название, зарегистрировали фирму в РФ, поставили «у руля» наш топ-менеджмент и продолжили продавать свои товары. Таких большинство. Но самые именитые, конечно, ушли. Их нишу быстро заняли другие бренды. В большинстве сфер уже найдены достойные альтернативы. Друзья, ищите свои, их немало! Хотя некоторые предпочитают ждать. А может, и не зря. Поговаривают о том, что многие бренды планируют вернуться. Например, возвращение Zara ожидают уже в 2023 году.