Как покупают мужчины и женщины в ритейле 2023? Применимые в бизнесе факты, а не скучная статистика
Как мужчины и женщины принимают решение о покупке? Что больше ценят и к чему привязываются? Какие акции лучше запускать на мужской сегмент, а какие на женский? Рассказываем, показываем и немножко шутим над стереотипами.
Сначала мы сравним мужское и женское поведение по каждому параметру, а в конце сгруппируем все факты по полу. Так что если кому-то предельно лень читать, просто пролистывайте до конца статьи. Там очень короткие выводы сразу с рекомендациями. И не забудьте сохранить, в моменте пригодится.
Классика семейной жизни
Почти все российские женщины регулярно приобретают товары FMCG, а, вот, среди мужчин аж 28% вообще не покупали товары этой категории в течение года. Да, такой семейный стереотип. Мамы постоянно ходят в магазин за продуктами, хозтоварами. А некоторые папы, видимо, ловят паничку между стеллажами, если не находят нужный стиральный порошок 😀
Инь и ян в лояльности
Женщины ходят в магазин в два раза чаще мужчин. При этом мужчины всякий раз закупаются основательнее.
То есть в глазах маркетолога женщина — это про повторные покупки. А мужчина — это про средний чек.
Мы были в восторге от этого инсайта! Можно сделать гипотезу, что базово на женский сегмент лучше запускать механики по росту среднего чека. Покупают ведь и так уже часто, регулярно возвращаются. А на мужской сегмент соответственно запускать акции с повторными покупками, как раз чтобы чаще приходили.
Муки выбора
Женщины больше ценят сервис и возвращаются в те места, где им понравилось обслуживание. То есть даже если бренд накосячил с самим товаром или, например, в любимом магазине выросли цены, женщина скорее стерпит. А вот грубое обращение персонала может привести к потере клиентки.
Женщины дольше разглядывают витрины и каталоги товаров. Им требуется больше времени на изучение продукта и принятие решения. И одновременно дамы больше склонны к импульсивным покупкам. (Да, вот такие мы противоречивые!)
То есть среднестатистическая женщина — просто мечта мерчендайзера. Кладешь круассанчик рядом с батоном нарезного и средний чек растет.
Мужчины же больше сосредоточены именно на характеристиках товара, на удобстве, на скорости решения проблемы. Сводят все аргументы и меньше сомневаются в решении.
То есть мужчина всегда чуть больше расположен к тому, чтобы рассмотреть новые решения, другие бренды, другие места. Возможно, с точки зрения удержания клиента это минус, может к конкуренту уйти. Зато понятно как влиять на решение и можно вернуть потом его обратно.
Ничего себе — все людям
В России у мужчин и женщин практически одинаковым образом делятся покупки, совершенные для себя и для других.
Тут если копнуть поглубже да призадуматься, такое распределение может корнями уходить в культурный код. Ну, не принят у нас индивидуализм 😂
Мужчины тоже плачут
Но крайне редко. А вот женщины чаще и в красках делятся своими впечатлениями. Как им товар, как им сам бренд, как магазин или сайт, каким был пользовательский опыт и т.д.
Так что сбор обратной связи, бонусы за отзывы и «приведи друга» — это, похоже, к девочкам.
И тут мы явно сходимся
Если взять о-о-очень среднюю температуру по больнице, то мужчины и женщины одинаково относятся к покупкам онлайн и офлайн. Конечно, в отдельно взятых нишах данные могут сильно отличаться, но в общем по российскому сообществу отношение к e-commerce и рознице не зависит от пола.
Прекрасное далеко
Женщины более склонны покупать «на будущее» и лучше ощущают долгосрочную выгоду, накопительный эффект. Поэтому на женском сегменте должны лучше отрабатывать механики вроде 2+1 и уровневые программы лояльности как таковые. Дамы более терпеливо будут накапливать нужную сумму покупок для повышения своей постоянной скидки.
А мужчины решают только уже существующую проблему. И с меньшей вероятностью купят товар, который пригодится когда-то потом. Так что всякий раз мужскому сегменту стоит предлагать максимум пользы здесь и сейчас. Показывать комплектные товары, которые ускорят, упростят задачу или улучшат пользовательский опыт. Можно предлагать дополнительные услуги со скидкой, например, экспресс-доставку, красивую профессиональную упаковку, если это подарок на 8 марта, например… :)
Любви к скидочкам все гендеры покорны
Судя по всему, бережливость остается характерной женской чертой. Ниже показано, насколько скидки актуальны для мужчин и женщин в разных категориях товаров и услуг. Везде, кроме электроники и обслуживания автомобилей, женщины активнее ищут акции и промокоды.
Одна сатана
А вот с доверием проблемы у обоих полов. И мужчины и женщины только на 6 из 10 доверяют «сниженной цене». Еще бы! Только ленивый ни разу не замечал, как исходная цена внезапно повышается, потом дается гигантская скидка, а выгоды на деле никакой.
Данные из исследования Института Общественного Мнения «Анкетолог», 2022 г.
Мы категорически против такого подхода к акциям. Разрушать доверие своих клиентов — это не про лояльность. Да и в долгосроке это боком выходит.
Ок, что с этим делать?
Вполне достаточно просто учитывать особенности поведения мужской и женской аудитории при настройке акций и вообще логики продажи. Нише на картинке мы все просуммировали.Сохраните себе как шпаргалки, пусть будут на виду.
На случай, если вы где-нибудь в метро и не грузятся картинки, продублируем текстом.
Женщины:
- ценят хорошее обслуживание;
- тратят больше времени на решение;
- склонны к импульсивным покупкам;
- покупают чаще, но на меньшие чеки;
- охотнее делятся впечатлениями;
- понимают отложенную выгоду и готовы покупать на будущее.
То есть женщинам:
- подходят механики 2+1 и наборы;
- подходят уровневые программы лояльности;
- предлагать акции с механиками на рост среднего чека;
- предлагать дополнительный сервис бесплатно;
- давать полную информацию обо всех выгодах и напоминать.
Мужчины:
- сосредоточены на качествах товара, удобстве и скорости;
- рассматривают новые решения;
- покупают только то, что нужно здесь и сейчас;
- покупают реже, на бОльшие чеки;
- менее заинтересованы в скидках.
Значит мужчинам:
- предлагать комплектные товары и дополнительные услуги;
- предлагать акции с механиками на рост числа повторных покупок;
- показывать новые решения;
- делать прагматичные, понятные предложения.
P.S.
Нас так повеселили ежегодные отчеты со статистикой. Очень много цифр и графиков. Выглядело все серьезно и круто, но в ответ хотелось сказать: «Ну, и че теперь?». Надеемся наши находки будут для вас полезнее :)
Подписывайтесь на наш канал maxma_news в Telegram.
Все полезности по CRM-маркетингу и лояльности будут под рукой.
Над текстом работали: Head of Marketing Мара Склярова, Editor Ирина Лазарева, команда MAXMA.com
Читайте в блоге MAXMA.com:
Используйте промокоды по-людски, выжимайте из них максимум
Малый бизнес, который смог. Занял свою нишу, перерос в сеть и конкурирует с гигантами
Как продавать больше даже во время кризиса? Часть 1. Поднимаем средний чек с колен по чек-листу
Как продавать больше даже во время кризиса? Часть 2. Приводим клиента за повторными покупками
Как мы брошенную корзину переносили? Кейс Akhmadullina Dreams от MAXMA