Госзакупки. Конкурсные процедуры

Конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений - как ориентироваться в многообразии различных вариантов конкурсных процедур?

Любая конкурентная закупка подразумевает под собой конкуренцию (как ни странно), то есть сбор предложений от различных поставщиков, удовлетворяющих условиям закупки с последующим определением наиболее достойного для заключения с этим самым поставщиком контракта. При этом цена является важным, но не всегда единственным критерием отбора поставщиков.

Вне зависимости от типа проведения закупки они могут быть:

  • Открытыми. То есть участвовать могут все потенциальные поставщики, удовлетворяющие условиям. Информация и полная конкурсная документация о таких закупках размещается в открытом доступе;
  • Закрытыми. В закрытых конкурсных процедурах участие могут принять поставщики после личного приглашения заказчика. Документация по таким закупкам в общем доступе не публикуется;
  • Одноэтапными. Это означает, что торги по закупке происходят после подачи заявок участников;
  • Двухэтапными. В данном случае на первом этапе заказчик рассматривает технические характеристики предполагаемого предмета закупки безотносительно цены. И только после отбора подходящих заявок устраивается ценовой отбор на втором этапе;
  • Однолотовыми. Здесь заказчик устраивает торги всего на один предмет закупки;
  • Многолотовыми. Это закупки, в рамках которых закупается несколько объектов (или лотов), объединенных общей тематикой. Например: поставка стройматериалов и комплекс работ при строительстве здания «под ключ».

Теперь перейдем к самому интересному, а именно к способам проведения конкурсных процедур!

И что же мы здесь имеем? А имеем мы следующее!

Первое - это Аукцион - наиболее распространённый способ проведения закупок.

Заказчик размещает документацию с описанием предмета закупки и начальной максимальной стоимостью контракта. Участники подают заявки в течение определенного времени. После окончания срока подачи заявок между участниками происходят онлайн-торги по уменьшению цены на электронной площадке. Побеждает участник предложивший наименьшую цену.

Далее у нас идет Конкурс. Это закупка при которой заказчик размещает в конкурсной документации критерии сравнения заявок участников. И здесь нужно отметить, что цена является важным, но не единственным критерием. Как правило заказчика интересует срок выполнения контракта, длительность гарантии на предмет закупки и объем ранее успешно завершенных контрактов участника с аналогичной тематикой. Исходя из используемых заказчиком коэффициентов важности критерия, всем участникам присваивается определенное количество баллов. Побеждает участник предложивший наилучшие условия исполнения договора и набравший наибольшее количество баллов соответственно.

Третий вариант - это Запрос предложений. В данном случае заказчик размещает в открытом доступе информацию о закупке с учетом критериев отбора и оценки заявок участников. Здесь как в конкурсе: важна не только цена, но и суперпозиция критериев. Все желающие могут подать заявки, соответствующие данным критериям в течение срока подачи. После окончания срока подачи заявок заказчик получает доступ ко всем заявкам участников и оценивает их. Побеждает участник предложивший наилучшие условия выполнения контракта. Этот вид закупок может проводится только для закупок по определенным тематикам: например медицинские препараты, спортивный инвентарь и экипировка.

Четвертый способ проведения закупок - это Запрос котировок. Этот механизм в целом аналогичен запросу предложений, но с тем условием, что тут как раз единственным критерием оценки является цена. Этот вариант проведения допустим только для закупок со стартовой ценой до полумиллиона рублей.

Вариант номер пять - Конкурентные переговоры - очень экзотическая процедура мягко говоря. Данный вид закупок не подразумевает проведения прямых торгов и является единственным, при котором происходит прямое и неограниченное общение заказчика с участниками. Между заказчиком и участниками ведутся переговоры о стоимости и характеристиках приобретаемого предмета закупки.

Ну вот… Это, если вкратце.

Фактически у каждого вида закупок есть свои сроки, требования к конкурсной документации, составу заявки, своя специфика проведения и определения победителя. Все это имеет смысл разбирать отдельно и более подробно. Чем мы, собственно и займемся в следующих статьях.

33
2 комментария

Видос по привычке перемотал сразу на 3 минуты, а там всё так же.

1
Ответить

Зачем этот кописпаст?
Сделайте нормальную инструкцию по работе с площадками со всеми нюансами.
Например, на РТС, если не требуется банковская гарантия для обеспечения заявки, нужно прикрепить ПУСТОЙ документ, чтобы система пропустила заявку!
А на аст подписать договор с Оператором, про который нет ни предупреждений, ни подсказок, при этом игнорировать предупреждения, что нужно оплатить подписку (речь про 223).
Накипело, извините.

Ответить