Перспективы отечественного производителя на рынке интимных товаров
Если хорошо подумать, не так давно мы перестали шутить о том, что “в Советском Союзе секса не было”, стесняться заходить в Sex shop и осуждать “загнивающий Запад” с уроками полового воспитания в школах.
Комплексы и ханжество в вопросах, связанных с интимной сферой, успешно прививались многим поколениям. Не просто скинуть с себя стереотипы и начать мыслить легко и прогрессивно, особенно в весьма неоднозначных темах. Если посмотреть с прагматичной точки зрения, индустрия товаров для секса - это прибыльная и перспективная ниша для бизнеса и производства, на которую уже давно обращают внимание крупные российские промышленники.
Растет спрос, нет перенасыщения рынка. Развивается медийный контекст и качественный PR. У таких товаров интересное продвижение и маркетинг. На данный момент в низком ценовом сегменте лидируют производители с Востока (Китай, Индия, Тайланд, Въетнам и др.). Среди элитных товаров и премиум класса - США и Европа (Германия, Польша, Италия и др.).
Каковы шансы занять эту сферу отечественной продукцией?
Сухая статистика
Экономисты оценивают рынок интимных товаров как один из наиболее перспективных. По сравнению с Западом, в России общий объем продаж значительно меньше. Но емкость отечественного рынка составляет порядка 5,5 млрд. рублей в год и на протяжении более 5 лет стабильно растет на 10 - 15% в год.
Кризисы и импортозамещение
Интимный бизнес демонстрирует стабильность в кризисные времена. По словам ключевых игроков российского рынка, в сложные экономические периоды объемы продаж не снижаются, средний чек остается по-прежнему сравнительно высоким (на 2018 г. около 3 400 рублей). Но потребители готовы отдавать предпочтение более доступным по цене товарам, при условии высокого качества.
Всю продукцию, которую предлагают производители, можно поделить на 4 направления:
1. Товары первой необходимости
К этой категории относится все, что связано с интимом, но не требует специализированного места продажи. Все, что можно продавать в аптеках и супермаркетах. Презервативы, лубриканты, массажные кремы, афродизиаки, БАДы для эрекции и повышения либидо и т.д. Такая продукция уже привычна и понятна для потребителя. Она имеет хороший медийный контекст (реклама, СМИ, кинематограф и т.д.).
2. Товары, относящиеся к медицинской технике
Фаллопротезы, специальные накладки, ложечки - эректоры и др. Такие инновации ещё только набирают свою популярность. Принадлежность к медицинской сфере сглаживает двоякость и неоднозначность самого продукта. Здесь определенно есть куда работать в плане информатизации населения и правильной подачи.
3. Товары развлекательного характера
В этой категории все, что относится к категории “секс-игрушек” начиная от привычной атрибутики, заканчивая новейшими электрическими товарами. Этот сегмент рынка вызывает стабильно высокий спрос у покупателей. “Подогревателем интереса” является современная литература и индустрия кино. А продавцы просто соответствуют тенденциям. Например, когда вышла серия романов “50 оттенков серого”, спрос на атрибутику и, описанные в нем интимные игрушки, возрос в несколько раз.
4. Сопутствующие товары
Одежда, обувь, аксессуары и прочее. Это один из самых безобидных, но тем не менее “неглубоких” сегментов. Здесь не так уж много точек роста и пространства для внедрения инноваций. Российские компании лишь частично могут удовлетворить спрос в этом направлении (в основном пошив одежды и обуви).
Лаконичная механика против сложной электрики
“Секс-игрушки” в меньшей степени подверглись мейнстриму связанному с усложнением и автоматизацией. Здесь до сих пор преобладает все механическое и максимально простое.
Единственное, на что обращают внимание потребители - это качество покрытия. В этой связи отечественное производство вполне себе конкурирует с Западом и даже Китаем. Есть, конечно, сложности, связанные с мощностями и инфраструктурой, которая у зарубежных конкурентов в разы лучше. Но в общем и целом, при условии низкой стоимости, наши товары выглядят достойно.
Также неплохо российские производители включаются в работу над сопутствующими товарами. В медицинской технике держатся очень уверенно за счет научного подхода. Но в товарах первой необходимости пока отстают.
Презервативы
Вот здесь-то отечественный производитель сильно проседает. Резиновые изделия отечественного производства ассоциируются с низким качеством, не надежностью и отсутствием в ассоциативном ряду таких важных характеристик как: “деликатность” и “легкость”. Слишком низкая цена, несовременный, утрированный вариант упаковки, да и качество самих изделий просто отпугивают потребителя. Посмотрите сами.
Лидерами продаж по-прежнему являются тайские Contex и британские Durex. Эти компании вкладывают большие суммы в PR и маркетинг, занимают топовые места по узнаваемости и представленности на мировом рынке.
Смазки
Эти же бренды производят и смазки, которым потребители отдают предпочтения, не связывая выбор с характеристиками продуктов, а по причине узнаваемого бренда. Хотя в данной сфере нам есть что предложить.
Например, в апреле этого года известный бренд натуральной косметики из г. Киров выпустил целую линейку лубрикантов на сибирских травах. Никаких силиконов, парабенов и химии: только отвары, масла и вытяжки из суперполезных растений. Причём это далеко не совковый вазелин, а крутой, стильно-упакованный продукт достойный полок мировых магазинов - абсолютная инновация.
Производство товаров для взрослых может стать отличным толчком для развития экономики. Модернизированное оборудование, собственные инновационные технологии и уникальная рецептура - нам есть что предложить не только россиянам, но и покупателям со всего мира. Для того, чтобы выйти на лидирующие позиции, придется серьезно проработать вопрос с повышением производительности и развитием инфраструктуры, но за 5,5 млрд. рублей в год можно что-нибудь придумать.