Минпромторг предлагает маркетплейсам запретить продажу собственных товаров на площадке. Разбираемся
Маркетплейсы выделят в отдельную категорию, запретят собственные продажи товаров и заставят менять правила для партнеров не чаще, чем раз в полгода.
Минпромторг несколько дней назад сделал информационный вброс в крупные медиа про готовящийся закон “о маркетплейсах”.
Рынок поднялся на уши. Вчера редакция радио МоскваFM срочно в прямом эфире попросила меня прокомментировать новые инициативы и чем они обернутся для селлеров и пользователей.
Сегодня хочу с вами обсудить инициативы и в конце статьи предложить свое решение так называемой “проблемы” маркетплейсов. В комментариях напишите, что сами по поводу этого думаете. Поехали.
Меня зовут Вик Довнар. Я управляю агентством Hooglink.Agency (за прошлый год продали товара на 800 млн. рублей через Авито) и веду телеграм-канал про большой товарный бизнес @vlkenot
Что предлагает правительство?
Минпромторг считает, что отрасль с оборотом более триллиона рублей в год не может остаться без регулирования. Нужно дать определение агрегаторам в законодательном поле.
Но главное:
👉Запретить маркетплейсам с оборотом более 200 млрд. в год продавать свои товары на своей площадке. Тут ребята из Минпромторга ссылаются на “закон о рынках”.
Дескать, маркетплейсы - это онлайн-рынки. А управляющим компаниям рынков по действующему закону запрещается заниматься коммерцией на своей территории.
Почему хотят запретить?
Потому что (и я с этим согласен) в руках маркетплейсов весь маркетинг, логистика и продажи на площадке. Но и это еще не все. У них глубокая аналитика по каждому селлеру.
И когда тот же Wildberries или Ozon выпускает конкурирующий продукт под своей маркой (а с каждым годом таких все больше), на основе аналитики успешных селлеров и выбивают последнего с рынка. Это как минимум не честная игра.
Как максимум - пользование своим положением. По факту, чем больше растут такие компании, тем больше у них власти. И тем больше они влияют на экономику в целом.
Тоже самое происходит с Amazon на американском рынке. Только там антимонопольная служба разбирается с каждым делом в отдельности. Но такой жесткий закон "о не продаже товара" в штатах так и не был принят.
Во вторых, Минпромторг предложил запретить менять оферту с селлерами менее, чем раз в полгода. Сейчас продавцы просто не успевают подстроить свои бизнес-процессы под меняющуюся корпоративную политику, в итоге получают многомиллионные штрафы или просто не получают прибыль.
Что случится на самом деле?
Во первых, с моей точки зрения, это важные законы. И я хотел бы поблагодарить сотрудников Минпромторга за такие инициативы. С этической стороны и заботе о гражданах - они правильные.
Но есть одно большое но…
К сожалению, инициатива с запретом не реализуема. А законы, которые невозможно проконтролировать не стоит принимать.
Почему не реализуема? Потому что даже в случае принятия (а я в этом сомневаюсь, так как у WB и Ozon очень сильное лобби), есть понятные пути обхода: создание долевых или фиктивных компаний, размещающих свой товар на маркетплейсах.
Да, бренд селлера и бренд площадки будет разный. Но это создаст множество компаний-сателитов принадлежащих так или иначе агрегатору.
👉И внимание…
Внешне будет казаться, что монополии на площадке нет 😱 А внутри весь топ выдачи будет принадлежать сателитам. И если сейчас % продаж личных CTM известен и открыт, то при принятии закона агрегаторы уйдут в тень.
И это только один из возможных негативных сценариев принятия закона.
Что бы предложил я?
Если бы со мной советовался Минпромторг по поводу данного закона, я бы предложил другое решение. Его как раз вчера озвучил на МоскваFM.
✔Я предлагаю обязать маркетплейсы с оборотом более 50 млрд. рублей в год открывать контакты селлера пользователям, позволить брендировать магазин, открывать сайт и т.д.. А последним передавать базу пользователей, купивших их товар.
Сейчас главная проблема для селлеров в том, что размещаясь на площадке, продавец не строит свой бренд, не копит базу и полностью зависим от хотелок агригаторов. По факту он не копит активов. А именно активы делают богатых багатыми.
Уйти селлер с площадки не может. За каждого возвратного клиента - платит. Это такая форма кабалы. Поэтому открытие контактов и брендирование магазинов, в совокупности с правилами ниже, должны помочь развитию e-commerce рынка в целом и бизнеса селлеров в частности.
✔Установить общий стандарт алгоритмов выдачи товаров для всех агрегаторов. Он может быть гибкий, его можно будет менять, например, раз в год. Но если подумать, можно прийти к решению, которое удовлетворит и площадки, и пользователей, и продавцов.
Нужно работать именно с демократизацией алгоритмов. Потому что все остальное не так сильно влияет на конечный результат что для селлеров, что для пользователей.
✔Принять поправку о том, что оферту нельзя изменять чаще, чем раз в полгода. Почему? Объяснил выше.
Почему "брендирование и открытие контактов" может быть выгодно маркетплейсам?
Первое: По статистике “продвинутых селлеров” всего 8% - 10%, остальные будут работать как и раньше, поэтому убыток от "создания брендов" и использования базы контактов для МП будет минимальный.
Но зато появится возможность, которой будут пользоваться настоящие предприниматели двигающие рынок.
Второе: Большинство клиентов, все так же будет покупать через маркетплейс (не переходя на сайт селлера) так как доставка выгоднее (например, на Ozon) и можно купить сразу много разных позиций, привычка сформирована.
Но теперь, в случае если любимого товара нет, клиент без труда ассоциирует свой позитивный опыт с брендом и возможно пойдет искать его на других площадках. В итоге маркетплейсам придется боротся за бренды и качественных производителей, что будет на пользу рынку.
👉При этом агрегаторы смогут беспрепятственно продавать свои CTM.
Третье: Я слышал на планерной сессии по регулированию e-com, что правительство составляло закон об “агрегаторах”, в котором прописывалось, что “если клиент ассоциирует услугу или товар с агрегатором, то и отвечать за брак и другие проблемы с товаром должен агрегатор”.
И если такое правило введут для товарного бизнеса, это будет еще одной проблемой современных маркетплейсов. И лучше решить этот вопрос сразу.
"Если клиент ассоциирует услугу или товар с агрегатором, то и отвечать за брак и другие проблемы с товаром должен агрегатор"
Плюсы для пользователей:
Они будут знать “в лицо” селлера, производителя и держателя бренда. И будут знать, к кому обратиться в случае проблем. Более того, часть проблем будут решаться быстрее поддержкой самого селлера.
Конечно, тут нужно сделать ряд правок и углубиться в детали. На это не хватит одной статьи. Но в целом я предлагаю такое направление.
А что думаете вы? Напишите в комментариях, какой должен быть закон о маркетплейсах?
Можно также обсудить в моем телеграм-канале, там я рассказываю о свободных нишах в товарном бизнесе.