IFA Berlin 2019 — выставка потребительской электроники: тренды, новинки и впечатления экспертов онлайн-ритейла
Ежегодно в Берлине проходит крупнейшая в мире выставка электроники и бытовой техники IFA, которая собирает 1800 экспонентов и 240 тысяч посетителей на площади в 161 тысячу кв. м. Мы слетали на эти шесть дней в Берлин, чтобы своими глазами увидеть, куда движется мировой e-commerce.
Что происходило на IFA 2019
Сама выставка проходит в выставочном центре Messe Berlin в окрестностях города. Она ориентирована на конечного потребителя, поэтому здесь показывают не инновации и ноу-хау, а демонстрируют продукцию.
Посетители как будто попадают в громаднейший гипермаркет, в котором стоят сотни холодильников, стиральных машин и телевизоров. В основном выставляются европейские и китайские бренды, из российских встретился только Redmond. Еще много независимых OEM-производителей из Китая, которые ищут загрузку для собственных мощностей.
Параллельно выставке проходят два эвента: IFA+ Summit и IFA Global Markets. IFA+ Summit — конференция, посвящённая трендам развития потребительской электроники. Вход на неё по отдельным билетам от €350. Global Market ориентирован на нетворкинг — в центре Берлина организованы встречи производителей и дистрибьюторов. Вход на него бесплатный, но строгая аккредитация.
В рамках IFA ещё проходит IFA Next — выставка технологических стартапов, которая занимает отдельный павильон. Next не так известен, как аналогичное мероприятие на CES, но он помогает основателям найти первых дилеров и дистрибьюторов.
IFA просто громадная. В прошлом году её посетили 245 тысяч человек. Это в два раза больше, чем было на CeBIT в Ганновере, и в 1,3 — чем на CES в Лас-Вегасе. В этом году тоже было жарко, особенно на выходных, когда приехали обычные покупатели.
Выставка всегда привлекает много профессиональных журналистов и блогеров. В прошлом году на неё аккредитовались 4700 человек из 160 стран. Думаем, в этом — не меньше.
Что запомнилось на IFA
Интернет вещей. Все крупнейшие бренды строят экосистемы вокруг интернета вещей. Холодильники, кофеварки, чайники, пылесосы и другие приборы работают от смартфонов и связаны между собой.
Для управления в основном используются голосовые помощники Amazon Alexa и Google Assistant. Бренды нацелены на разработку комплексных решений, при которых вся бытовая техника и электроника в доме интегрирована в единую систему, и при этом продукция разных производителей не конфликтует друг с другом, а работает слаженно.
Из новинок хотим отметить набор интеллектуальных датчиков для кухни Safera Sense, которые поставят таймер, включат вентилятор и напомнят про пирог в духовке. Средство борьбы с храпом от Philips побуждает человека перевернуться со спины на бок во сне.
LG же решил проблему с закупками — бытовая техника линейки ThinQ сама заказывает на Amazon стиральный порошок или капсулы для посудомойки, когда они заканчиваются. Осталось только дождаться, когда в линейке появится и другая техника — холодильник и воздухоочиститель.
Ретро-стиль. Ностальгия по 1990-м годам захватила производителей электроники. Sony выпустила плеер Walkman, который выглядит как кассетный 40-летней давности. Однако у нового плеера модуль Wi-Fi, HD-дисплей, 16 ГБ встроенной памяти и 26 часов режима работы без подзарядки. Другие производители выпускают музыкальную технику в виде бумбоксов и ретро-колонок, проигрывателей с пластинками и массивных радиоприёмников.
Новинки смартфонов. Sony показала новую версию Xperia 1. Ширина смартфона теперь 68 мм, что на 10% меньше прежней модели, а разрешение экрана снизилось с 4К до Full HD+. Samsung представил Galaxy A90 5G, который относится к бюджетной линейке, но стоит он почему-то больше €700. Надеемся, что его камера с объективом 48 Мп не подкачает.
Ещё Samsung наконец-то выпустил в продажу складной смартфон Galaxy Fold. Он раскладывается как книжка и превращается в планшет. Цена, правда, кусается — €2000. Для поклонников Nokia 3310 вышел новый ударопрочный Nokia 800 Touch. Его можно бросать на пол, заливать водой и брать с собой в 40-градусную жару.
Вовлечение посетителей. Особенно нас интересовало, как мировые бренды привлекают покупателей в условиях тотальной конкуренции. Например, LG смонтировала гигантскую инсталляцию из 250 OLED-телевизоров. Samsung на глазах посетителей меняла размер экрана телевизора с помощью раздвижных панелей, чтобы наглядно показать, как улучшается качество изображения.
Liebherr подключила графический планшет к холодильнику. Художник на нём рисовал портреты посетителей, а рисунок появлялся на дверце. И многие экспоненты применяли AR- и VR-инструменты, чтобы заинтересовать участников. На стенде Haier посетители в VR-очках погружались внутрь холодильника, а Samsung добавлял AR-модели смарт-часов и прочего.
Кому стоит ехать
Мы специализируемся на ИТ-продуктах для онлайн-ритейла, поэтому большинство экспонентов — наша целевая аудитория. Также было интересно обменяться опытом — посмотреть, как выстраивают продажи крупнейшие ритейлеры, какой контент они предлагают пользователям и как их вовлекают. Мы сорвались на выставку спонтанно, поэтому смогли организовать встреч меньше, чем хотелось. Но в целом поездкой довольны.
Обязательно стоит ехать дистрибьюторам и байерам. На выставке можно познакомиться с новыми интересными марками из Швейцарии, Турции, Китая, которые ещё неизвестны в России. Например, Китай у нас в основном представлен дешёвыми товарами и до сих пор ассоциируется с низким качеством.
Однако в Китае много middle и премиум-марок с достойной продукцией, а китайские концерны поглощают добротные европейские компании: Haier купила итальянскую Candy Hoover Group, Hisense — словенскую Gorenje.
Подготовку к поездке лучше начинать заранее. Так, входной билет на день стоит €52, на два дня — €75, но в августе они продавались за €43 и €61 соответственно. Ещё на выставке тяжело продуктивно пообщаться на стенде, если предварительно не договорились о встрече. Казалось бы, работает человек десять и больше, но это консультанты и временные сотрудники. Как правило, ключевые специалисты заняты.
На выставке удобно организованы места для встреч. На стендах крупных игроков есть отдельные партнёрские зоны для переговоров и обедов, в которые вход только по пропускам. Для брендов поменьше предусмотрены переговорные комплексы, которые можно забронировать заранее. Для Trade visitors организована лаунж-зона с компьютерами, оргтехникой, розетками и скоростным Wi-Fi. Там можно поработать или провести встречу.
На IFA работает специальный раздел на сайте для нетворкинга — Trade Show Planner, но на наш взгляд, он недоработан: есть список экспонентов, но указаны контакты PR-менеджера или они вообще отсутствуют.
Также нет возможности в реальном времени забронировать встречу. Мы часто посещаем международные мероприятия и видим, что технологически IFA сильно отстаёт от грандиозного Web Summit или китайского RISE. Там есть помощь в навигации, а приложения конференций позволяют быстро познакомиться и встретиться с нужными людьми.
От Trade Show Planner осталось ощущение, что проще достучаться до экспонентов через LinkedIn, а в павильонах ориентироваться по бумажному плану.
Вкратце
- IFA Berlin — интересная выставка для тех, кто связан с потребительской электроникой. Она занимает площадь как три «Меги» в Москве, а между павильонами ездят микроавтобусы, поэтому закладывайте на посещение от четырёх до пяти дней.
- Для нетворкинга заранее, лучше за два-три месяца, свяжитесь с экспонентами через LinkedIn, потому что у всех участников весьма плотный график, в котором тяжело найти незапланированное время.
- Тем, кто захочет стать экспонентом следующего года, лучше забронировать стенд пораньше, потому что приём заявок заканчивается в середине января. Стоимость выставочного метра — от €50 до €190.
Ещё можно почитать репортажи с других выставок и конференций:
- Главная технологическая выставка в Лиссабоне Web Summit.
- Международная конференция по цифровым инновациям в ритейле IDRF.
- Крупнейшее мероприятие по электронной коммерции в США IRCE.
- Технологическая конференция в Гонконге RISE.