Что и как россияне покупали в первом полугодии 2023 года: анализ рынка e-commerce
Без анализа рынка и трендов можно быстро прогореть: держать руку на пульсе жизненно необходимо для любого предпринимателя. Robokassa традиционно делится самыми важными наблюдениями в сфере e-commerce, которые помогают выстраивать стратегию поведения.
При подготовке материала использована реальная статистика малого и среднего бизнеса, собранная платёжным сервисом Robokassa, а также данные аналитических агентств.
Рынок электронной торговли: средний чек и объём продаж
По информации АКИТ, объём российских продаж в онлайне за первую половину 2023 года (по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года) вырос на 20% и составил 2,7 трлн рублей.
97,2% пришлось на покупки в российских компаниях сферы интернет-торговли, сократив трансграничный рынок до 2,8%. В 2022 году на его долю приходилось 4,5%. При этом в большинстве магазинов вырос средний чек. В 1-м квартале 2023 года – на 12% по сравнению с 1 кварталом 2022 года.
Абсолютными рекордсменами по росту среднего чека стали электроника (+99%) и ювелирные изделия (+85%). Тут свою роль сыграли и удорожание товаров, и готовность покупателей покупать их в онлайне. Впечатляет рост у электронных сигарет и товаров для курения (+71%). Возможно, на это повлияли слухи о скором запрете их продажи, что привело к закупкам товара впрок.
Единственная категория, которая показала существенное снижение среднего чека – это товары для взрослых (-33%). В прошлом году у них отмечался сильный рост – как по количеству заказов, так и по среднему чеку. Возможно, россияне еще не успели потратить прошлогодние запасы, либо решили сэкономить на взрослых развлечениях.
Рост электронной коммерции
По мнению экспертов агентства Data Insight, в текущем году:
- объём продаж на российском рынке e-commerce достигнет 7,4 трлн рублей (рост +30%);
- количество выполненных заказов достигнет 4,6 млрд рублей (+64%). Рост произойдет, прежде всего, за счёт продуктов питания и частоты покупок других товарных категорий.
В ближайшие годы аналитики прогнозируют и общий рост рынка e-commerce на 5–6%, что говорит об успешной адаптации российских торговых компаний к новым условиям рынка и корректировке потребительских шаблонов покупателей.
Что покупают в сети
Более половины покупок в интернете (почти 60%), приходится на пять категорий с явным лидером:
1. Тренинги, курсы, инфобизнес (27%);
2. Одежда, обувь, аксессуары (10%);
3. Парфюмерия и косметические товары (9%);
4. Цифровые товары (8%);
5. Товары для дома, офиса и ремонта (7%).
Наименее востребованные товары:
1. Транспортные услуги и логистика (2,1%);
2. Туризм, гостиницы, авиа и ж/д билеты (1,97%);
3. Книги, газеты, журналы (1,95%);
4. Доставка цветов и подарков (1,7%);
5. Продажа автомобилей (1,5%).
Способы оплаты покупок в 2023 году
Банковские карты, которыми в первом полугодии оплатили 83% всех покупок, не сдают лидерских позиций по количеству транзакций. С их использованием было совершено 7 миллионов операций.
Способы оплаты покупок помимо банковских карт
С каждым годом набирает обороты популярность системы быстрых платежей (СБП). Сравним:
- за весь 2022 год россияне осуществили через СБП более 3 млрд операций на 14,4 трлн рублей. Это в 2,4 раза больше, чем годом ранее (по статистике Банка России);
- за первое полугодие 2023 года по СБП совершено уже 2,9 млрд операций суммарным объёмом 12,4 трлн рублей (по статистике Банка России).
По итогам 6 месяцев текущего года верхние строчки рейтинга самых популярных способов оплаты занимают СБП (10,5%) и Yandex Paу (4,8%), а популярный ранее QIWI Кошелек (0,6%) опустился на 4-ю строку, уступив позиции сервису Podeli (1%). Такие данные показывает анализ Robokassa.
Ключевые тренды сферы e-commerce на 2023-2024 годы
- Персонализация покупательского опыта – индивидуальный подход позволяет углубить отношения с клиентами, повышает лояльность и стимулирует повторные покупки.
- Рост мобильных покупок: помимо интерфейса важна скорость загрузки сайта. Вспомните, когда вы последний раз дожидались загрузки страницы, если была альтернатива?
- Использование искусственного интеллекта и машинного обучения. Например, чат-боты позволяют быстро реагировать на запросы клиентов, а персонализированная лента товаров может увеличить продажи на 35% (согласно статистике Amazon).
- Использование видеоконтента в электронной коммерции. В 2024 году видеоконтент будет играть ещё более значимую роль: с интерактивной демонстрацией товаров, встроенными видеоотзывами, живыми трансляциями и другими форматами. Видеоконтент становится мощным инструментом взаимодействия с покупателем, увеличения доверия и улучшения пользовательского опыт.
- Новые варианты оплаты товаров: возможность оплачивать долями, бесконтактные платежи, криптовалюты, интеллектуальные платёжные ассистенты и другие. В целом, способы оплаты станут более разнообразными, удобными и безопасными, чтобы удовлетворить интересы современных потребителей;
- Экологическая стабильность: современные потребители всё больше обращают внимание на экологичность продукции. Поэтому интернет-торговля активно движется в сторону экологичности, а компании, которые принимают «зелёные» инициативы, получают положительный отклик.
Выводы
Регулярное отслеживание статистики и аналитика дают наиболее полное и объективное представление о том, что происходит с рынком. А самое главное — ориентиры для развития новых форм и методов работы. Важно изучать поведение своего потребителя, чтобы в дальнейшем выстраивать более продуктивные бизнес-процессы и увеличивать прибыль.