Точность прогнозирования или прибыль? Что нужно измерять, чтобы оценить эффективность управления запасами?
Самая распространенная метрика среди специалистов по управлению запасами - это точность прогнозирования. Практически в любом кейсе, выступлении или видео, посвященным повышению эффективность планирования запасов, вы скорее всего увидите фразы наподобие “удалось повысить точность прогнозирования с 60 до 80%”. Но что значит эта точность прогнозирования для компании в целом?
Обычно точность считается через ошибку прогнозирования. Например, если ошибка прогнозирования MAPE составляет 20%, то точность прогнозирования будет 80%.
А плохо это или хорошо для бизнеса? И как повлияло на прибыль увеличение точность прогнозирования по MAPE на 20%? Обычно такие вопросы остаются за пределами обсуждений.
Еще один момент, на который стоит обратить внимание - по какой методике считалась точность прогноза. В бизнес-публикациях на это не принято обращать внимание. А между тем - это один из самых главных вопросов, так как результаты могут различаться в несколько раз.
Чтобы было нагляднее, приведем пример. На графике - план прогноза и факт продаж булочек по дням.
А теперь посмотрим какая ошибка прогнозирования будет в зависимости от используемой метрики.
Как видно из таблицы, разброс значений большой. Манипулировать ими можно очень легко, используя и показывая те метрики, которые выглядят более привлекательно.
Отдельный вопрос - как считать суммарную точность по всей компании? Если точность прогноза на один товар составляет 90%, а не другой 50%, то значит ли это, что суммарная точность будет 70%? Или нужно считать еще вклад каждого товара в общий товарооборот? В штуках? Или в деньгах?
Можно долго перечислять недостатки этого показателя. Всё это мы уже разбирали в деталях в статье “Почему повышение точности прогноза не гарантирует повышение прибыли. Как привычный показатель вводит компании в заблуждение”.
Что насчет денег?
Давайте теперь разбираться, что действительно нужно бизнесу. Любой бизнес ориентирован на прибыль. А это значит, что все инструменты, которые используются в бизнесе также должны быть нацелены на повышение прибыли. И рассматривать их эффективность нужно именно с этой позиции, а не с помощью абстрактных значений.
Что точность прогнозирования говорит про деньги? Прямой зависимости здесь нет, потому что в реальной торговле вам приходится иметь дело со множеством факторов. Нужно учесть
- Стоимость хранения товаров
- Сроки доставки
- Условия поставщиков
- Сколько товаров остается на складе на дату очередной доставки.
- Стоимость транспортировки и перемещений
- Стоимость списаний просрочки и неликвидов
- Влияние промо-акций и сезонности
- Рентабельность вложения денег в запас (может выгоднее просто положить часть денег на депозит?).
- И другие факторы.
И самая главная задача в управлении запасами - найти точку баланса в количестве товаров, чтобы издержки компании были минимальны, а прибыль была максимальна.
И ответить на этот вопрос точность прогнозирования не может.
А что нужно измерять?
Большой плюс точности прогнозирования - это иллюзия простоты. Поэтому она так популярна в бизнес-кругах. Но если вы ориентированы на прибыль, то единого простого показателя не существуют. Тут нужно оценивать комплексно несколько критериев:
- Оборачиваемость. Показывает, сколько раз за год оборачиваются средние запасы. Считается в разах за год или днях оборота.
- Уровень сервиса второго рода (fill rate). Это доля спроса, которую мы гарантированно покроем с использованием имеющихся на складе запасов в течение периода их пополнения. Причем, мы рекомендуем считать уровень сервиса именно в деньгах. Например, различные фильтра и спецтехника продается с разной частотой и сравнивать их в штуках нельзя.
- Рентабельность запасов. Показывает, сколько денег с каждого вложенного рубля в запасы мы получили. Рентабельность 200% - вложили рубль и получили два, 150% - вложили рубль и получили полтора.
- Упущенная прибыль. Показывает, сколько денег компания недополучила из-за дефицита.
- Структура запасов. Показывает общий объем товарных запасов, долю неликвидов и излишков.
Ключевое во всей этой истории - комплексная оценка всех показателей. Если вы выбираете что-то одно, то, как и с точностью прогнозирования это может ввести вас в заблуждение. Например, низкая оборачиваемость одного из товаров может быть следствием сверхзапасов, а высокая - следствием частых периодов дефицита. И один этот показатель в отрыве от других даст совершенно неверное представление об эффективности управления запасами.
Комплекс этих показателей в динамике дает понимание, насколько реально эффективно работает компания. Его можно использовать также для оценки и сравнения различных систем управления запасами. Подробный обзор этих метрик можно найти в статье “Ключевые показатели эффективности управления запасами”.
Ну, а на что ориентироваться в итоге - на высокую точность прогнозирования или на прибыль - решать только вам.